Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной

Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004) — известный исследователь творческого наследия семьи Рерихов, организатор одного из крупнейших в России центров Рериховского движения. Её жизнь являет пример исключительной самоотдачи и жертвенного служения Делу Великого Учителя — Делу распространения Учения Живой Этики.



Н. Д. Спирина. Харбин (1959)
http://spirina.info/photo/306/318

Одна из сторон её многогранной деятельности — поэтическое творчество, вдохновлённое идеями и образами Учения, проникнутое его духом.

Поэзию Наталия Дмитриевна рассматривала как высшее искусство, включающее в себя элементы прочих искусств, в частности музыкального [1]. Музыкальный аспект поэзии обнаруживает себя через фонетику, ритмику, а также — в самом её содержании, в звуковых образах. Среди последних в стихах Наталии Дмитриевны можно особо выделить довольно необычное их выявление — образы безмолвия, тишины, молчания.


* * *

К тишине Наталия Дмитриевна испытывает какое-то особенное — трепетное и доверительное чувство [2]:

Тишина, столь любимая нами,
Ты — наш друг, ты сопутствуешь нам;
Ты в себя допускаешь ночами,
Ты зовёшь нас к себе по ночам.

Мы тебя не спугнём, не нарушим,
Мы сумеем тебя уберечь;
И с тобою сродни наши души,
И тебе так близка наша речь…

(«Тишина, столь любимая нами…»)

Тишина — момент, когда умолкают земные голоса, — беззвучна лишь для внешнего восприятия. Чуткий слух, наоборот, может распознать в ней нечто Невыразимое, сокровенное — тонкие звучания Мира Надземного:

В вечерний тихий час задумчива Природа,
И голоса Небес доходят до земли…

(«Вечернее»)

«У молчания много тонких голосов, и уследить их ритм — значит приблизиться к Тонкому Миру», — сказано в книге «Сердце» [3]. «Если же кто-нибудь будет настаивать на существовании абсолютной тишины, не считайте его сердце утончённым» [4].

* * *

В мире природы тишина естественней всего устанавливается во время угасания его активности: вечером—ночью—утром. В поэзии Наталии Дмитриевны образ тишины также связывается с этими периодами суточного цикла. Подчас они обозначены в самих названиях стихов: «Вечернее», «Ночь», «Ноктюрн»…

В одном из стихотворений, — рисующем картину вечерней природы, — звуковые образы даны в таком последовании, что вызывают впечатление постепенного истончения и затихания звучности:

Оркестр сверчков,
             стрекочущий поток,
Играл, не нарушая тишины;
И ветер трогал листья —
              как смычок
В pianissimo касается струны. 

И был покой,
              и был заката час,
И травы источали аромат,
И неподвижно шёл деревьев ряд
За солнцем, молча сговорившись враз…

(«Оркестр сверчков, стрекочущий поток…»)


Так, первый звуковой образ — множество сверчков, звучание которых напоминает целый «оркестр», как будто бы лавину звуков («стрекочущий поток»). Хотя громкостной нюанс их звучания весьма мал — настолько, что «не нарушает тишины».

Далее следует образ листвы, колышимой ветром. Эта звучность сравнима уже с единичным струнным инструментом, не с оркестром. Кроме того, касание смычком струны — при тишайшем нюансе громкостной динамики (pianissimo) — являет, определённо, более «аккуратную», более утончённую форму звучания, чем стрекот.

Если оба приведённых образа претворяют звучание на грани «слышимого–неслышимого», то следующий (и последний) образ, могущий рассматриваться как звуковой, — деревья, ряд которых идёт «неподвижно» и «молча сговорившись [Курсив. — Р. О.]», — уже явно беззвучен.

* * *

Тишина помогает человеку настроиться на возвышенный лад, отрешиться от земной суеты:

…В тишину погружаясь,
      как в воды бездонного моря,
Мы бесшумно плывём
      к берегам пониманий без слов.
Позади остаются
      житейские радость и горе,
И не наша судьба,
      и обломки разбитых оков…

(«Природа»)

Тишина влечёт, устремляет человека к Миру Высшему — зовёт к нему:

…И воздух снегов мы любим,
И отблески звёзд на льдинах,
И звон тишины нездешней,
Зовущей в надземный храм…

(«Горы»)


Н. К. Рерих. Гималаи (Лунные горы, эскиз). 1933
https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/gimalai-lunnye-gory-1933

* * *

Помимо образа тишины мира внешнего, в стихах Наталии Дмитриевны встречаем также образ тишины внутренней:

Внутри тебя такая тишина,
В которой тонут шумы и тревоги…
Войди в неё и вслушайся — она
Твой верный отдых от земной дороги.
         Она в тебе.
                        О, не забудь о ней
         В котле кипящем
                        бурных внешних дней.

Внутри тебя такая тишина»)

Примечательно, что в этом случае миру внешнему отвечают совсем иные звуковые характеристики — образы-антиподы тишины. Ещё пример таковых:

Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,
Бурлит и пенится шумливою рекой…

(«Вокруг несётся жизнь стремительным потоком…»)

И ещё:

Путь далёк. Пустыня угрожает.
Хаос хлещет и сбивает с ног.
Голоса мирские призывают
К лёгкой жизни от крутых дорог…

(«Путь далёк. Пустыня угрожает…»)

* * *

В молчании, в безмолвии тишины человек опознаёт своё Высшее Я — Образ Бога, скрытый в недрах его духа. Это глубинное, источное основание сущности человека в «Гранях Агни Йоги» названо Безмолвным Свидетелем. Подобный образ встречаем и в стихах Наталии Дмитриевны:

Ничто тебя не может уязвить.
Ты нерушим, ты вечен, ты нетленен.
Протянута серебряная нить,
И Щит хранит, несокрушим и верен.
           То тень твоя, что мечется в сетях
           И знает радости, и горести, и страх.
           А ты — Свидетель ей,
                                      безмолвен,
                                                 беспределен.

(«Ничто тебя не может уязвить…»)

Н. К. Рерих. Гора пяти сокровищ (Два мира). 1933
https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/gora-pyati-sokrovishch-dva-mira-1933

* * *

Тишина — благоприятное и весьма способствующее условие для молитвенного возношения:

На небе розовый безоблачный закат,
И отблески лучей пылают в стёклах окон.
Замолкло пенье птиц. Деревья не дрожат
В затихшем воздухе, в безмолвии глубоком. 

Благословенный миг! Молитва полетит
На крыльях тонких напряжённых токов —
И, может быть, кого-то озарит,
И кто-то вспомнит о Мирах Высоких.

На небе розовый безоблачный закат»)

Обращение к Высшему также может происходить беззвучно. Совершенная молитва — без слов, идущая из глубин сердца:

Листы Сада М. Озарение, 3–IV–1

Молитва сердца коротка
И не запятнана словами…
Взмахнув могучими крылами,
Любовь перелетит века,
И расстоянья, и преграды,
В едином вздохе встанет рядом…
Дорога сердца коротка!

(«Молитва сердца коротка…»)

* * *

Атмосфера тишины отличает духовные обители — места соприкосновения двух миров, земного и Надземного. Подобный мотив встречаем в стихотворении Наталии Дмитриевны по картине Николая Константиновича Рериха «Твердыня Тибета»:

Текут века. Проходят дни,
А ты стоишь, как страж бессменный,
В себе одной соединив
Земную твердь и мир надземный.

Молчишь.
                И тишина — твой друг —
Вокруг тебя круги замкнула;
И тайной веет всё вокруг,
И в тайне сердце потонуло…

(«Твердыня Тибета»)

Н. К. Рерих. Твердыня Тибета (1932)
http://spirina.info/poetry/101/1419

* * *

Лишь в сокровенной глубине духа — в несказуемом безмолвии тишины можно различить Голос Учителя Света:

В часы Любви и высшего Покоя
Ты удаляешься в Дом Духа,
                                               в горний Скит,
И там твоя душа с Великою Душою
В безмерной радости
                                     безмолвно говорит.

(«В часы Любви и высшего Покоя…»)

«Удались в тишину молчания, в покои своего внутреннего "Я". Там найдешь ты возможность общенья со Мною», — сказано в «Гранях Агни Йоги» [5].

Образ Великого Учителя в стихотворениях Наталии Дмитриевны также ассоциирован с тишиной:

В Твоём Луче — покой и тишина,
В Твоём Луче — огонь и озаренье…

(«В Твоём Луче — покой и тишина…»)

Тишина, спокойствие, внутренний мир есть не только условие связи с Великим Духом, но и — знак и следствие её:

Когда Он в сердце — там царит покой,
Там тишина космических просторов,
Там глубина премудрости веков,
Извечных тайн сокрытые узоры…

(«Когда Он в сердце — там царит покой…»)

Н. К. Рерих. Гора М. (1931)
https://gallerix.ru/storeroom/831/N/9372

«Всё великое совершается в молчании, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Даже внешнее общение углубляется моментами сосредоточенной тишины. Поэтому познающий периоды тишины любит более, нежели периоды внешних соприкасаний. Конечно, на Общение с Учителем или Доверенными Его это условие не распространяется, но даже и при внешнем соприкосновении с Учителем самое сокровенное совершается в молчании» [6].

* * *

Причастность Высшему невыразима земными словами:

Потоки слов, каскады уверений,
Журчанье утомительное фраз…
Но если ты, хотя бы только раз,
Коснёшься сердцем Высших уявлений
И вдруг поймёшь, что значит Красота, —
Торжественность замкнёт твои уста!

(«Потоки слов, каскады уверений…»)

Высочайшее — несказуемо:

Явленье звёзд. Тепло лучей.
Беззвучный Голос. Сердца жар.
Священной близости Твоей
Непостижимый, чудный дар…
         Найдутся ли слова земли,
         Чтоб ЭТО выразить могли?
                                          И нужно ли?

(«Явленье звёзд. Тепло лучей…»)


Н. К. Рерих. Вечер (1937)
https://gallerix.ru/storeroom/713/N/1321/

* * *

Мотив Высшего Общения в стихах Наталии Дмитриевны являет нечто более реальное и значительное, чем собственно поэтический мотив. Вспомним свидетельство Елены Ивановны Рерих: «Она [Наталия Дмитриевна. — Р. О.] может прекрасно писать под диктовку Великого Владыки [Курсив. — Р. О.] и напишет прекрасные статьи и полезные статейки» [7].

Поэтическое творчество Наталии Дмитриевны создавалось также, несомненно, под Высочайшим Вдохновением. Приведём ещё несколько фрагментов из писем Елены Ивановны — её отклики на стихи из сборника «Капли»:

«О "Каплях" Наты могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. […] Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их» [8].

«Жду новых "Капель" от Наты. Очень они меня трогают» [9].

* * *

Как-то, отвечая на вопрос, что для неё «является побудительным мотивом писать стихи», Наталия Дмитриевна призналась: «Побудительной причиной главным образом является мой восторг перед Учением Живой Этики…» [10].

«Начав изучать книги Учения, я стала писать стихи, а до встречи с Учением ничто меня на творчество не вдохновляло» [11].

«Я очень любила поэзию с самого младенчества. Мать мне читала, когда я ещё неграмотная была. Я очень любила стихи и многое помнила наизусть, но мне никогда не приходило в голову, что я сама буду писать стихи» [12].

О начале своего поэтического творчества Наталия Дмитриевна вспоминала: «Я прочла первые слова из книги Живой Этики: "Молитва есть возношение и восхищение. Молитва есть провод к потоку благодати". Это были первые слова, которые я прочла из Учения. И после этого пошли стихи. "На заре, по небу голубому розовые ангелы летят!" Я их как будто видела. Это моё первое стихотворение» [13].

Примечательно, что уже в нём явственно выражен образ тишины:

На заре безмолвие в Природе,
Но слышнее Твой беззвучный Зов.
Мрак ночной в прошедшее уходит,
День грядёт от новых берегов…

…Мир затих… и сердце ввысь влекомо…
Расцветает в тишине Твой сад.
На заре, по небу голубому
Розовые ангелы летят!

(«Облака на заре»)

* * *

В одном из стихотворений Наталии Дмитриевны образ самих стихов выступает, по сути, знаком пути духовного восхождения. И с ним — вновь сопряжён образ тишины:

Когда мы входим в зону света,
В благоуханье тишины,
Уносятся земные сны
В какое-то не наше «где-то».

Дорога, полная стихов,
Нас принимает — друг радушный —
Укрыв от суеты бездушной,
Дарует нам приют и кров.

Нам, вечным странникам планеты,
Дорога эта дорога;
Мы ей приносим в волнах света
Всё благозвучие стиха.

(«Когда мы входим в зону света…»)

Возможно, особая расположенность Наталии Дмитриевны к поэзии была связана, в том числе, с тем, что это «тихое» искусство. Стихи, читаемые вслух, имеют, конечно, явное акустическое выражение. Но всё же стихи, как правило, читаются про себя, внутренним голосом, беззвучно.

* * *

В тишине, незаметно для внешнего наблюдателя, совершается таинство духовного преображения человека:

Просто распускаются цветы, —
Так же прост
                      рост духа.
Там и здесь — явленье красоты.
Тайно и без звука,
В тишине, весеннею зарёй
Расцветает лотос огневой.

(«Просто распускаются цветы…»)

«Крылья духа растут в тишине», — говорит Учение Живой Этики [14]. И как бы в продолжение этой мысли Наталия Дмитриевна пишет:

Крылья растут в тишине.
Наяву и во сне
Голос беззвучно зовёт
В дальний полёт.
            И чем тише вокруг,
            Тем явственней звук
            И сердца ответный стук.

(«Крылья растут в тишине…»)

* * *

Так же — неявно, в безмолвии тишины происходит преображение сущего: 

Беззвучно Слово, но Оно творит,
Рука незрима, но Она ведёт;
И Основанье твёрже, чем гранит,
Хотя из ткани света состоит.
Твоей стрелы неуловим полёт,
Но духоразумение несёт…
       Так в мир земной Мир Огненный войдёт.

(«Беззвучно Слово, но Оно творит…»)

«Самые сильные действия духа происходят в тишине и молчании, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Так Творим Мы. Видимые усилия, и потуги, и внешняя суета — удел землян. Но сильное действие всегда совершается в молчании» [15].

«Огни спокойствия, непоколебимые вихрями низших слоёв, ни космическими бурями и битвами, являют мощь Творящего Логоса Создателя. […] Несказуемая мощь. Несказуемое величие Огня-Отца — Созидателя. Планетные Духи в величии спокойствия Творят. Спокойствие Владыки есть мощная сила» [16].

«Тишина молчания присуща могуществу Владыки» [17].

Беззвучна Речь, для слуха нет её,
Неслышна Поступь и Рука незрима,
Но скоро приближение Твоё,
И Новый Мир идёт неотвратимо.
       Об этом Ты свидетельствуешь Сам
       В Лучах Твоих проснувшимся сердцам.

(«Беззвучна Речь, для слуха нет её…»)



Н. К. Рерих. Fiat Rex (1931)
https://icr.su/rus/katalog/01.php


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Спирина Н. Д. «Вначале было Слово…»: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/19856
[2] Стихи Наталии Дмитриевны приведены по: http://spirina.info/poetry
[3] 327.
[4] Сердце, 330.
[5] 1958 г., 157.
[6] Т. 5, 540.
[7] Рерих Е. И. Письма: [В 9 и т.]. Т. IX: 1951–1955 г. М.: МЦР, 2009. (Письмо от 23 янв. 1951 г.).
[8] Там же. (Письмо от 24 янв. 1954 г.).
[9] Там же. (Письмо от 10 февр. 1954 г.).
[10] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 7: Собеседования. Интервью. Новосибирск: Издательский центр «Россазия» СибРО, 2016 [2015]. С. 369. (Интервью новосибирскому радио, прозвучавшее в программе «Встречи на Вертковской» 7 мая 1999 г.).
[11] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 5: Собеседования. 1991–1995. Новосибирск: Издательский центр «Россазия» СибРО, 2014. С. 28. (Беседа с сотрудниками СибРО 2 авг. 1992 г.).
[12] Там же. Т. 7. С. 359. (Интервью омскому телеканалу «Акмэ». Нояб. 1998 г.).
[13] Там же. С. 263–264. (Беседа с сотрудниками СибРО 24 марта 2002 г.).
[14] Озарение, I–IX–10.
[15] 1956 г., 95.
[16] 1955 г., 579.
[17] 1959 г., 68.


См. также:

Р. А. Овчинников. «Путь сердца»

Популярные сообщения из этого блога

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу