Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной
Одна из сторон её многогранной деятельности — поэтическое творчество, вдохновлённое идеями и образами Учения, проникнутое его духом.
Поэзию Наталия Дмитриевна рассматривала как высшее искусство, включающее в себя элементы прочих искусств, в частности музыкального [1]. Музыкальный аспект поэзии обнаруживает себя через фонетику, ритмику, а также — в самом её содержании, в звуковых образах. Среди последних в стихах Наталии Дмитриевны можно особо выделить довольно необычное их выявление — образы безмолвия, тишины, молчания.
К тишине Наталия Дмитриевна испытывает какое-то особенное — трепетное и доверительное чувство [2]:
Тишина, столь любимая нами, Мы тебя не спугнём, не нарушим, («Тишина, столь любимая нами…»)
|
Тишина — момент, когда умолкают земные голоса, — беззвучна лишь для внешнего восприятия. Чуткий слух, наоборот, может распознать в ней нечто Невыразимое, сокровенное — тонкие звучания Мира Надземного:
В вечерний тихий час задумчива Природа, («Вечернее»)
|
В мире природы тишина естественней всего устанавливается во время угасания его активности: вечером—ночью—утром. В поэзии Наталии Дмитриевны образ тишины также связывается с этими периодами суточного цикла. Подчас они обозначены в самих названиях стихов: «Вечернее», «Ночь», «Ноктюрн»…
В одном из стихотворений, — рисующем картину вечерней природы, — звуковые образы даны в таком последовании, что вызывают впечатление постепенного истончения и затихания звучности:
Оркестр сверчков, И был покой, («Оркестр сверчков, стрекочущий поток…»)
|
* * *
Тишина помогает человеку настроиться на возвышенный лад, отрешиться от земной суеты:
…В тишину погружаясь, («Природа»)
|
Тишина влечёт, устремляет человека к Миру Высшему — зовёт к нему:
…И воздух снегов мы любим, («Горы»)
|
Н. К. Рерих. Гималаи (Лунные горы, эскиз). 1933
https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/gimalai-lunnye-gory-1933
* * *
Помимо образа тишины мира внешнего, в стихах Наталии Дмитриевны встречаем также образ тишины внутренней:
Внутри тебя такая тишина, («Внутри тебя такая тишина…»)
|
Примечательно, что в этом случае миру внешнему отвечают совсем иные звуковые характеристики — образы-антиподы тишины. Ещё пример таковых:
Вокруг несётся жизнь стремительным потоком, («Вокруг несётся жизнь стремительным потоком…»)
|
И ещё:
Путь далёк. Пустыня угрожает. («Путь далёк. Пустыня угрожает…»)
|
* * *
В молчании, в безмолвии тишины человек опознаёт своё Высшее Я — Образ Бога, скрытый в недрах его духа. Это глубинное, источное основание сущности человека в «Гранях Агни Йоги» названо Безмолвным Свидетелем. Подобный образ встречаем и в стихах Наталии Дмитриевны:
Ничто тебя не может уязвить. («Ничто тебя не может уязвить…»)
|
Н. К. Рерих. Гора пяти сокровищ (Два мира). 1933
https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/gora-pyati-sokrovishch-dva-mira-1933
* * *
Тишина — благоприятное и весьма способствующее условие для молитвенного возношения:
На небе розовый безоблачный закат, Благословенный миг! Молитва полетит («На небе розовый безоблачный закат…»)
|
Обращение к Высшему также может происходить беззвучно. Совершенная молитва — без слов, идущая из глубин сердца:
Листы Сада М. Озарение, 3–IV–1 Молитва сердца коротка («Молитва сердца коротка…»)
|
* * *
Атмосфера тишины отличает духовные обители — места соприкосновения двух миров, земного и Надземного. Подобный мотив встречаем в стихотворении Наталии Дмитриевны по картине Николая Константиновича Рериха «Твердыня Тибета»:
Текут века. Проходят дни, Молчишь. («Твердыня Тибета»)
|
Н. К. Рерих. Твердыня Тибета (1932)
http://spirina.info/poetry/101/1419
* * *
Лишь в сокровенной глубине духа — в несказуемом безмолвии тишины можно различить Голос Учителя Света:
В часы Любви и высшего Покоя
(«В часы Любви и высшего Покоя…»)
|
«Удались в тишину молчания, в покои своего внутреннего "Я". Там найдешь ты возможность общенья со Мною», — сказано в «Гранях Агни Йоги» [5].
Образ Великого Учителя в стихотворениях Наталии Дмитриевны также ассоциирован с тишиной:
В Твоём Луче — покой и тишина, («В Твоём Луче — покой и тишина…»)
|
Тишина, спокойствие, внутренний мир есть не только условие связи с Великим Духом, но и — знак и следствие её:
Когда Он в сердце — там царит покой, («Когда Он в сердце — там царит покой…»)
|
* * *
Причастность Высшему невыразима земными словами:
Потоки слов, каскады уверений, («Потоки слов, каскады уверений…»)
|
Высочайшее — несказуемо:
Явленье звёзд. Тепло лучей. («Явленье звёзд. Тепло лучей…»)
|
Н. К. Рерих. Вечер (1937)
https://gallerix.ru/storeroom/713/N/1321/
* * *
Мотив Высшего Общения в стихах Наталии Дмитриевны являет нечто более реальное и значительное, чем собственно поэтический мотив. Вспомним свидетельство Елены Ивановны Рерих: «Она [Наталия Дмитриевна. — Р. О.] может прекрасно писать под диктовку Великого Владыки [Курсив. — Р. О.] и напишет прекрасные статьи и полезные статейки» [7].
Поэтическое творчество Наталии Дмитриевны создавалось также, несомненно, под Высочайшим Вдохновением. Приведём ещё несколько фрагментов из писем Елены Ивановны — её отклики на стихи из сборника «Капли»:
«О "Каплях" Наты могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. […] Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их» [8].
«Жду новых "Капель" от Наты. Очень они меня трогают» [9].
* * *
Как-то, отвечая на вопрос, что для неё «является побудительным мотивом писать стихи», Наталия Дмитриевна призналась: «Побудительной причиной главным образом является мой восторг перед Учением Живой Этики…» [10].
«Начав изучать книги Учения, я стала писать стихи, а до встречи с Учением ничто меня на творчество не вдохновляло» [11].
«Я очень любила поэзию с самого младенчества. Мать мне читала, когда я ещё неграмотная была. Я очень любила стихи и многое помнила наизусть, но мне никогда не приходило в голову, что я сама буду писать стихи» [12].
О начале своего поэтического творчества Наталия Дмитриевна вспоминала: «Я прочла первые слова из книги Живой Этики: "Молитва есть возношение и восхищение. Молитва есть провод к потоку благодати". Это были первые слова, которые я прочла из Учения. И после этого пошли стихи. "На заре, по небу голубому розовые ангелы летят!" Я их как будто видела. Это моё первое стихотворение» [13].
Примечательно, что уже в нём явственно выражен образ тишины:
На заре безмолвие в Природе, …Мир затих… и сердце ввысь влекомо… («Облака на заре»)
|
* * *
В одном из стихотворений Наталии Дмитриевны образ самих стихов выступает, по сути, знаком пути духовного восхождения. И с ним — вновь сопряжён образ тишины:
Когда мы входим в зону света, Дорога, полная стихов, Нам, вечным странникам планеты, («Когда мы входим в зону света…»)
|
Возможно, особая расположенность Наталии Дмитриевны к поэзии была связана, в том числе, с тем, что это «тихое» искусство. Стихи, читаемые вслух, имеют, конечно, явное акустическое выражение. Но всё же стихи, как правило, читаются про себя, внутренним голосом, беззвучно.
* * *
В тишине, незаметно для внешнего наблюдателя, совершается таинство духовного преображения человека:
Просто распускаются цветы, — («Просто распускаются цветы…»)
|
«Крылья духа растут в тишине», — говорит Учение Живой Этики [14]. И как бы в продолжение этой мысли Наталия Дмитриевна пишет:
Крылья растут в тишине. («Крылья растут в тишине…»)
|
* * *
Так же — неявно, в безмолвии тишины происходит преображение сущего:
Беззвучно Слово, но Оно творит, («Беззвучно Слово, но Оно творит…»)
|
«Самые сильные действия духа происходят в тишине и молчании, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Так Творим Мы. Видимые усилия, и потуги, и внешняя суета — удел землян. Но сильное действие всегда совершается в молчании» [15].
«Огни спокойствия, непоколебимые вихрями низших слоёв, ни космическими бурями и битвами, являют мощь Творящего Логоса Создателя. […] Несказуемая мощь. Несказуемое величие Огня-Отца — Созидателя. Планетные Духи в величии спокойствия Творят. Спокойствие Владыки есть мощная сила» [16].
«Тишина молчания присуща могуществу Владыки» [17].
Беззвучна Речь, для слуха нет её, («Беззвучна Речь, для слуха нет её…»)
|
https://icr.su/rus/katalog/01.php
ПРИМЕЧАНИЯ
См. также: