Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу


© birdiegal | https://stock.adobe.com/au

Орёл — «царственная птица и победитель земных пространств» [1]. Его величественный облик, острое зрение, быстрота полёта издавна восхищали людей. Орёл в мифах — друг героев и богов. В его образе может быть явлено и само божество. С орлом связывались представления о силе, благородстве, прозорливости. В различных культурах орёл вызывал к себе самое почтительное отношение; культ его распространился повсеместно.

* * *

Орёл, парящий на недосягаемой высоте, являет один из наиболее характерных своих образов. Именно — там, где воздух холоден и чист, разрежён и пронизан светом, — его мир, его стихия.

В книге «Зов» сказано:

Крот делает нору.
Орёл летит выше гор.
Кроту тепло в норе.
Орлу холодно перед восходом.
Но летите до счастья,
                         родные Мои [2].


Предрассветному полёту орла посвящено стихотворение Наталии Дмитриевны Спириной (сборник «Капли»):

Как холодно крылам орла
В студёном небе до восхода!
Но солнца луч его крыла
Коснётся раньше всей природы;
И беспредельно даль светла
Для глаза зоркого орла! [3]


© mscornelius | https://stock.adobe.com/au

* * *

Полёт орла — пожалуй, самый совершенный пример овладения воздушной стихией в мире природы. Взлетая, птица возносится к высочайшим — как бы уже надмирным, надземным сферам, — туда, где царство свободы, где нет преград движению, где безграничен простор. Это зримый символ освобождения от всего временного и преходящего, всего того, что опутывает и отягащает сознание, влечёт его вниз.

«Взмахнув могучими крыльями, поднимается орёл над Землёю. Земля внизу, прежним руслом протекает её жизнь. Но орёл над нею. Виден далёкий горизонт. И Земля не может орла достать. Могучие крылья принесли дар надземной свободы», — читаем в «Гранях Агни Йоги». И далее: «Так можно сознанием подниматься над событиями и мелочами жизни обычной. И тогда они уже не мешают полёту мысли и ощущению той свободы от суеты обыденности, свободы, которой иным путём невозможно достичь» [4].

Так же преодолеваются тенёта астральной материи. «Можно обуздать плоть, победить голод, то есть чувство голода, и холод. Но как победить любовь, или ненависть, или грусть и уныние, или боль уязвлённого самолюбия. Надо поднять сознание выше этого порядка эмоции, выше, как орёл поднимается выше полей, равнин и холмов и, наконец, гор. Орёл — царь духа. Поднимаясь выше условий материального мира, Архат освобождает его от власти материи. Поднимаясь сознанием выше страстей и вожделений, Архат освобождается от тиранической власти астрала. Поднимаясь над миром более тонких чувствований, Архат освобождается от них и овладевает и тонким телом и даже выше» [5].

Но чтобы достичь подлинной свободы духа требуется самоотверженная борьба — усилия на пределе возможностей. Её образ ярко запечатлён в поэме Бориса Николаевича Абрамова «Белый орёл»:

Царствие Божие силою берётся,
и прилагающий усилия восхищает его.
Матф. 11: 12

У хижины горной, где вереск расцвёл,
Меж острых, холодных камней,
Привязанный крепко громадный орёл
Пленён у недобрых людей.

Он смотрит на дымку синеющих гор,
Зовущих, далёких, родных,
И манит его бесконечный простор
На гребнях утёсов седых.

Он башни скалистые видит в горах,
Где вечные тайны миров,
Где белые крылья пылают в лучах
Над ризой алмазных снегов.

И вдруг, распластавшись могучим крылом,
Рванулся орёл над скалой,
Забывши на миг в устремленьи своём
Об узах, связавших с землёй.

Но в лёте мгновенном он силу обрёл:
Отважное сердце горит,
Всё снова и снова взлетает орёл,
Черкая крылами гранит.

Но ринувшись кверху, он падает вновь
На острые скалы земли,
Изранено тело, и капает кровь
С его белоснежной груди,

И перья размётаны, камни в крови,
И тяжко вздымается грудь,
Как будто бы тёмные узы земли
Ему никогда не стряхнуть.

Но царственный узник не в силах стерпеть
Позорное рабство цепей,
В безмерном порыве к горам улететь
Он бьётся сильней и сильней.

Из раны струится горячая кровь,
Бесстрашен пылающий взор,
И в клочья истерзан от вечных снегов
Орла белоснежный убор.

Нет, смелое сердце земле не сломить,
В усилии страшном, немом
Он вдруг обрывает заклятую нить,
Взмахнувши огромным крылом.

И ныне свободный, ликующий царь
Пространства и вечных высот
Надземной свободы трепещущий дар
Далёким горам унесёт [6].


© Ana | https://stock.adobe.com/au

* * *

Орёл — необычайно зорок. Он способен разглядеть добычу с высоты трёх километров. Почти моментально орёл может изменить фокус зрения, переключив внимание на заинтересовавший его объект. Поле зрения орла заметно превосходит человеческое [7].

Kurisu Mills | https://www.flickr.com

В книгах Учения Живой Этики, в «Гранях Агни Йоги» неоднократно встречается выражение «орлиный глаз». Оно имеет несколько аспектов.

Так, оно означает утончённость восприятия, способность усмотреть малейшие и, казалось бы, незаметные явления. «Орлиный глаз нужен не гору распознать, но малую песчинку», — сказано в книге «Агни Йога» [8].

Малое и незаметное может оказаться более значимым, чем зримое воочию. Умение верно оценить явление, увидеть его соотношение с другими и не обмануться их видимостью также есть качество «орлиного глаза».

«Найдите силы в себе, подобно орлу, над Землёй подниматься и с высоты на Землю смотреть, — читаем в «Гранях Агни Йоги». — Когда близко к Земле, теряется перспектива и малые вещи кажутся большими. Но стоит подняться повыше, и сразу всё становится на своё место, и занимает должное положение, и не заслоняет уже пространственных просторов. Как орёл в поднебесье над Землёю парит, так и вы возвышаетесь над жизнью, не теряя ни свободы, ни зоркости глаза орлиной. С высоты и малое можно увидеть, подобно орлу, но в правильном соотношении с окружающим» [9].

«Владыка время Находит и для большого, и для малого. Эта способность вмещения и великого и малого указывает на огненность сознания. Лишь малое сознание, заслоняясь вещами перед глазами, вовсе не видит ничего. Именно способность усмотреть столь свойственна высшему сознанию, потому говорится о зоркости и о глазе орлином» [10].

«Орлиный глаз» есть также способность верно узреть сущность явления — поверх его внешности, — почувствовать, полюсу Света или тьмы оно принадлежит. «Орлиный глаз нужен не только Свет распознать, но и тьму под личиною Света» [11].

Дерзновение к Свету, открытость ему — та духовная сила, которая позволяет предстоять Сиянию Мира Высшего — есть ещё один его аспект. «Кто не боится увидать свет, тот — от "орлиного глаза"», — сказано в книге «Агни Йога» [12].

В то же время, Превышний Свет может оказаться непереносим для духовного взора человека — в силу его (человека) несовершенств. Не об этом ли сказано в следующих строках из книги «Зов»?

— Отойди, Пламенный!
Не заступи Врат Небесных! [13]

— Отчего, Пламенный, Лик Свой отвращаешь?
— Мой взор боль тебе причиняет.
Твоим крыльям ещё не свободно [14].

* * *

«Орлиный глаз» проявляется также в репродуктивной способности зрения, в умении запечатлеть в сознании увиденное и воспроизвести его. Об этом читаем в «Гранях Агни Йоги», в параграфе, в котором естественное развитие наблюдательности противопоставляется оккультным упражнениям. В нём, в частности, говорится: «Но люди предпочитают глазеть на мизинец, чем развивать зоркость, осторожность и чуткость. Ибо мизинец сулит им призрачное могущество и власть над материей, а глаз орлиный этого не сумеет. Но орлиный глаз есть ступень к силе пространственного творчества, и никакое могущество невозможно без овладения искусством точного воспроизводства. Уметь соединить состояние элементов в нужную картину и держать её в целом огненным напряжением воли в сознании, поистине, будет уже большим достижением. Ментальная работа без этой способности невозможна. Невозможно и никакое творчество» [15].

Н. К. Рерих. Мысль (1946)

https://www.wikiart.org/en/nicholas-roerich/thought-1946

* * *

«Орлиный глаз» — способность, в полной мере являемая Великими Духами. Так, ею владел Николай Константинович Рерих — выдающийся художник, высочайший мастер композиции и гармонии цвета. О нём Сказано: «Обладатель "Орлиного глаза", давший миру образы Огненного творчества…» [16].

Часть упоминаний «Орлиного Глаза» в книгах Учения Живой Этики, в «Гранях Агни Йоги», в письмах Елены Ивановны Рерих связана с Образом Великого Учителя. «Незримый Водитель на страже планеты. Ничто не ускользнёт от Орлиного Глаза», — читаем в «Гранях Агни Йоги» [17].

* * *

Одна из ипостасей орла в мифах — вестник Богов. Образ орла как сообщителя сокровенного, как птицы, причастной Миру Высшему, Миру Духа, встречаем и в Учении Живой Этики:

Помощь вам, ринувшимся.
Помощь вам, забывшим время и тело.
Помощь вам, зазвучавшим.
Чуткий Глаз над вами.
Орлы парят вестниками.
И черепахи дар щита приносят.
Чудо, чудо, чудо творится.
И вои услышат Указ [18].

Образ орла-вестника также находит претворение в живописи Николая Константиновича Рериха. Например, картина «Весть орла» (1927). На ней, прежде всего, изображён буддийский подвижник — в молитвенном самоуглублении, сидящий на выступе скалы. Кажется, будто он не касается её, будучи вознесён над пропастью. Рядом орёл. В облике птицы чувствуется и царственная горделивость, и в то же время особая, почтительно-трепетная обращённость к подвижнику.

Н. К. Рерих. Весть орла (1927)

https://www.wikiart.org/en/nicholas-roerich/tidings-of-the-eagle-1927

Другая картина — «Приказ Учителя» (1947) [19]. Изображённый на ней белый орёл (лобнор) олицетворяет Указ Высокого Духа.

Н. К. Рерих. Приказ Учителя (1947)

https://www.wikiart.org/en/nicholas-roerich/covenant-of-teacher-1947

Приведём стихотворение Наталии Дмитриевны, написанное по этой картине («Белый лобнор»):

Указа с Гор не упусти —
Он не вернётся, гость крылатый,
Но встанет на твоём пути
Невозвратимою утратой.

Он белой птицей прилетит
И пропоёт тебе то слово,
Которое одно идти
Тебе поможет к жизни новой.

Он порученье принесёт,
Которое всего важнее;
С ним устремишься ты вперёд,
Отважным сердцем пламенея;

Указ неся перед собой,
Как держат факел ночью тёмной,
Как знамя, выступая в бой,
Несут рукою непреклонной.

Не дрогнув и не сбавив шаг,
Пойдёшь исполнить то, что надо.
Отступит пред тобою враг
И рухнет каждая преграда —

Лишь потому, что ты хранишь,
Как талисман, указ священный,
Который с горней Вышины
Тебе послал Благословенный!

* * *

Орёл как будто влеком Надземным притяжением — высок его полёт, высоко над землёй он строит гнёзда. Неслучайно, в мифах разных народов орёл ассоциируется — вплоть до отождествления — с Солнцем. Так, существует поверье, что орёл может смотреть на него, не мигая, и может достичь Небесное Светило, соединиться с ним.

Солнце можно рассматривать как символ Иерархии Света. «Над Землёй — Солнце, над сознанием — немеркнущий Свет Иерархии», — говорится в «Гранях Агни Йоги» [20]. В письмах Елены Ивановны Рерих Иерархия неоднократно называется Солнечной [21].

Солнце есть символ Великого Учителя: «Он — Фокус Иерархии Света для Земли и землян, Он — Фокус для Нашей системы. Солнце — символ Его. Солнце — Сердце Его, Солнце Великого Сердца», — читаем в «Гранях Агни Йоги» [22].

Великим Учителем Сказано: «Время Моё ещё не настало. Но Готовлю к нему имеющих сердце. По степени подготовленности сердца увидят и признают Меня. Сейчас Я далёк, но Близок признавшим, и Был Я им близок всегда, даже в самое тёмное и беспросветное глухолетье. И всегда открыт был доступ ко Мне, как, впрочем, и ныне. Но мимо проходят и не видят Меня. А Я всем им ближе, чем самая близкая вещь, видная глазом. Но всё же не видят, ибо сердце ослепло. Вот почему в сердце Стучусь и Смотрю, не готово ли сердце, чтобы впустить Луч Мой к себе. Он, сердца коснувшись и его озаривши, видеть заставит, что скрыто за Майи завесой тумана и снов быстротечных земных и неверных. […] Солнце жизни сияет над всеми, и от возможностей Света не отрезан никто. Прийти может каждый — и добрый, и злой. И Луч Солнца жизни каждое сердце, раскрытое навстречу ему, готов осветить. Но почему же так мало на Солнце смотрящих! Глаз нужен орлиный, чтобы на Солнце смотреть. Орёл духа — символ глубокий. Лишь он в поднебесье дерзает, и ему не заказан путь Солнцу навстречу. Солнцу навстречу стремиться! — не в этом ли цель! Я Солнце жизни для сердца. Навстречу ко Мне устремлённый в готовности встретит Меня, когда Моё время настанет» [23].

Н. К. Рерих. Fiat Rex (1931)

http://www.icr.su/rus/katalog/annot_01.php

* * *

Считалось, что орёл способен к самообновлению — через Солнце (стихию Огня) и Воду — два противоположных Начала. Подобный мотив запечатлён в легенде Леонардо да Винчи, рассказывающей как орёл, предчувствуя скорое завершение своей земной жизни, призывает своих детей и, дав им последнее наставление, далее говорит:

«Дни мои сочтены… Но в гнезде я не хочу умирать. Нет! В последний раз устремлюсь в заоблачную высь, куда смогут поднять меня крылья. Я полечу навстречу солнцу, чтобы в его лучах сжечь старые перья, и тотчас рухну в морскую пучину… […] Но знайте!.. В этот самый миг должно свершиться чудо: из воды я вновь выйду молодым и сильным, чтобы прожить новую жизнь. И вас ждёт та же участь. Таков наш орлиный жребий!» [24].

Орёл с птенцами в гнезде.
Витраж. 1-я четверть 14-го в., Барфюссеркирхе. Эрфурт, Германия [25]

Эти слова звучат как формула самосовершенствования. Устремлённый к Свету-Солнцу — к Миру Высшему — дух, накопляя опыт пребываний на земле, в мире плотной материи (символ которой — образ Воды), как по ступеням лестницы, от жизни к жизни, восходит ко всё более совершенному состоянию (обретает «новую жизнь»).

* * *

Способность смотреть на Солнце считалась не врождённой, но требующей овладения ею. В средневековых манускриптах можно встретить изображения орлов, учащих своих птенцов смотреть на него.

Орлы учат орлёнка смотреть на Солнце.
Иллюстрация из бестиария. Вероятно ок. 1150–1170. Англия.

https://theparkerlibrary.wordpress.com/tag/medieval-manuscripts

Образ орлёнка, постепенно набирающего силы — овладевающего тем, что может взрослая птица, — встречаем в «Гранях Агни Йоги». Не есть ли это символ человека, чей дух пробудился, кто очувствовал реальность Мира Высшего, Огненного и устремился к нему?

Орлята учатся у взрослых птиц. Человек учится у Великих Духов — Старших Братьев, — подражая Им, претворяя Данное Ими Знание.

Сказано Великим Учителем: «В тишине и молчании Я Хочу привести к той власти и силе, которые до сих пор ускользали из рук. Велико расстояние между словами о них и достижением. И всё же достижение этой власти возможно. О значении малых начинаний Сказано уже достаточно. Начало положено прочно. Теперь надо преодолеть черту, за которой семена начинаний вырастают в действия утверждения силы, растущей и преодолевающей сопротивление среды. Орлёнок, крылья которого начинают отрастать, не сразу ощущает свою силу. Но из птенца вырастает могучий орёл, преодолевающий пространство и высоту. Так и крылья духа не сразу растут, но во времени. Даже Свет не виден несущему его. Кажущиеся неодолимыми сопротивления даются для возрастания сил духа. Дерзайте ещё и ещё. Дети Мои, дерзайте на преодоление доселе не преодолимого. И если вода долбит камень, то неужели воля восставшего духа не сломит препятствий, допущенных Учителем для роста сил духа. Никакие неудачи, никакие сопротивления, никакие препятствия не выдержат натиска воли, если она ритмом упорства пытается преодолеть то, что кажется неодолимым. И в то время как земное сознание останавливается в отчаянии от кажущегося поражения, незримая огненная мощь нагнетает свои энергии, чтобы окончательная победа стала достигнутой явно. Дети Мои, дерзайте на преодоление того, что кажется невозможным» [26].

«Трудно вначале лететь молодому орлёнку. Но крылья растут, а с ними и силы. Становится дальним полёт. Учитесь, учитесь! Учитесь на всём всегда, каждодневно, силу свою умножать, чтоб огненной сделать всю сущность свою» [27].

Н. К. Рерих. Орлиное гнездо

https://www.wikiart.org/en/nicholas-roerich/eagle-s-nest


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Грани Агни Йоги, 1956 г., 242.

[2] 5 авг. 1921 г.

[3] Стихи Н. Д. Спириной приводятся по: http://spirina.info/poetry

[4] Грани Агни Йоги, VIII, 511.

[5] Грани Агни Йоги, XIII, 2А.

[6] Поэма Б. Н. Абрамова приводится по изданию: Абрамов Б. Н. Устремлённое сердце: сб. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2012. С. 398–399.

[7] У орла поле зрения — 275°, в то время как у человека — 180–190° (от носа к вискам) и 120–125° (сверху вниз). См.: Зрение орла считается самым лучшим в мире! [https://atlasprirodirossii.ru/zrenie-orla-schitaetsya-samym-luchshim-v-mire].

[8] 262.

[9] Грани Агни Йоги, 1956 г., 242.

[10] Грани Агни Йоги, 1954 г., 579 (337).

[11] Грани Агни Йоги, III, 284.

[12] Агни Йога, 481.

[13] Зов, 20 февр. 1921 г.

[14] Зов, 22 февр. 1921 г.

[15] Грани Агни Йоги, 1954 г., 579 (337).

[16] Грани Агни Йоги, 1953 г., 495.

[17] II, 565.

[18] Зов, 20 июля 1922 г.

[19] Более ранний вариант картины написан в 1927 г.

[20] V, 472.

[21] См.: Письма. Т. 3, № 171; Т. 7, № 191, 198; Т. 8, № 70; Т. 9, № 87, 145, 148.

[22] II, 268.

[23] Грани Агни Йоги, 1957 г., 529.

[24] Винчи Л. да. Сказки, легенды, притчи. 9-е изд. / Пер. и предисл. А. Махова. М.: Амрита, 2015. С. 140–142. (Жемчужины мудрости).

[25] Drachenberg E. Mittelalterliche Glasmalerei in Erfurt / Aufnahmen von F. Strauss. Dresden: Verlag der Kunst, 1990. P. 104.

[26] Грани Агни Йоги, VII, 358.

[27] Грани Агни Йоги, 1958 г., 188 (133).


ЛИТЕРАТУРА

1. Зрение орла считается самым лучшим в мире! [https://atlasprirodirossii.ru/zrenie-orla-schitaetsya-samym-luchshim-v-mire].

2. Иванов В. В., Топоров В. Н. Орёл [https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3444/ОРЕЛ].

3. Нестеренко О. А глаз как у орла [https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433674/A_glaz_kak_u_orla].

4. Орёл (символ) [http://megabook.ru/article/Орел%20(символ)].

5. Орлы летят! [http://mar4586.narod.ru/animals/birds/eagle.html?oprd=1].


Популярные сообщения из этого блога

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной