Е. И. Эпштейн [1]. О Святославе Николаевиче Рерихе



В самом центре Южной Индии расположен город Бенгалуру, одна из жемчужин страны. Выстроенный на возвышенности, он овевается свежими ветрами, здесь всегда чистый воздух, благодатная прохлада, напоённая ароматами экзотических цветов и деревьев. Улицы Бенгалуру широки и просторны, а жилые кварталы прячутся в тени густых парков и садов. В одном из таких зелёных уголков стоит дом, в котором много лет живёт замечательный русский художник Святослав Николаевич Рерих. Снаружи он окружён пёстрой тропической растительностью, а внутри увешан зимними русскими пейзажами.

Он вошёл лёгкой, стремительной походкой, широко раскинув в гостеприимном жесте руки. Рослый, статный, не поддающийся возрасту мужчина. Гладко зачёсанные назад седые волосы открывают высокий, без единой морщинки лоб. Под густыми бровями живые, очень цепкие глаза, они вбирают в себя собеседника. Крупный, с горбинкой нос. Энергичный рот, обрамлённый белоснежными усами и клинообразной бородой. Сразу обращают на себя внимание руки, сильные, уверенные руки мастерового человека. Они помогают Рериху в разговоре то короткими точными жестами, то плавными округлыми движениями, словно дополняя речь. Тема Индии занимает в творчестве Рериха большое место. Он горячо любит эту страну, в которой живёт с 1923 года, хорошо знает её народ и рассказывает о нём страстно и увлечённо:

«Талантливый и стойкий народ! Сколько разнообразных завоевателей топтали эту землю, разворовывали её ценности, пытались подмять её культуру! И что же? Завоеватели канули в вечность, а древняя индийская культура жива и развивалась, да ещё и впитывала в себя всё лучшее от разноплемённых пришельцев. Индийцы удивительно одарённые, восприимчивые к искусству люди, они поэтичны и музыкальны, они тонко чувствуют живопись. Сама природа располагает к этому. Я объездил всю страну и не устаю восхищаться её природными красотами. Особенно люблю Гималаи — там целебный климат: горы защищают от влажных муссонов, а природа похожа на русскую, растут ели, мы даже собираем в лесу рыжики.

Музыкальные встречи? Их было много. В Америке, в доме отца, я часто видел Рахманинова. Это была нелёгкая пора для Сергея Васильевича: американские менеджеры не знали, в каком качестве выгоднее "продать" Рахманинова публике: как пианиста, дирижёра или композитора. "Если художник един в трёх ипостасях, его нельзя раздёргивать по частям", — негодовал Рахманинов.

Фёдор Иванович Шаляпин был гениален во всём, за что бы не брался. Он и художник был невероятный. Если бы всерьёз занялся живописью, достиг бы огромных высот».

Вечером — это было под Рождество — Святослав Николаевич присутствовал на нашем с Игорем Политковским [2] концерте, сосредоточенно слушал музыку, а после рахманиновского «Вокализа» встал и благодарно сложил руки в традиционном индийском приветствии, а потом низко, в пояс, по-русски поклонился.


Эпштейн Е. Разговоры за кулисами с Евгением Эпштейном. М.: Классика-XXI, 2004. С. 69–71.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Евгений Исаакович Эпштейн — пианист, журналист.

[2] Игорь Васильевич Политковский (1930–1984) — скрипач, в ансамбле с которым часто выступал Е. И. Эпштейн.

Популярные сообщения из этого блога

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу

Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной