Р. А. Овчинников. Звук, пробуждающий дух

Очерк о традиционной мусульманской музыкальной эстетике, рассмотренной в свете Учения Живой Этики

Н. К. Рерих. Пророк Магомет (1932)

https://gallerix.ru/storeroom/831/N/4164/

В мусульманской культуре встречаем особое отношение к чувству слуха и к искусству, обращённому к нему, — музыке. Так, слух был осознан как аспект Высшего, Божественного Начала — Аллаха, — одним из девяноста девяти эпитетов Которого является Слышащий (Ас-Сами’).
Формула «Аллах — слышащий» неоднократно воспроизводится в священной книге мусульман — Коране [1]. Со звучащего и — услышанного слова началось само ниспослание Корана на землю — передача его Пророку Мухаммеду. Согласно преданию, Мухаммед имел обыкновение уединяться для молитвы и размышлений на горе Хира близ Мекки. Однажды ночью ему явился ангел Джабраил (архангел Гавриил) и, держа свиток, произнёс: «Читай!» Потрясённый Мухаммед ответил, что не знает грамоты. Ангел трижды повторил обращение. Тогда Мухаммед спросил, что читать, и Джабраил в ответ сам произнёс несколько строк священной книги.
* * *
Омузыкаленное слово является элементом религиозной практики мусульман. Оно звучит в призывах к молитве (азанах), а также в чтении Корана нараспев.
Традиция чтения Корана установилась в первые века распространения ислама. И до сих пор в регионах, население которых традиционно исповедует ислам, оригинальный (арабский) текст священной книги преподносится верующим «только в "озвученном" виде» [2].
Считается, что сам Мухаммед заповедал: «Разучивайте Коран и исполняйте его мелодично» [3].

Страница из Корана. 10 в.

http://expositions.bnf.fr/parole/grand/099.htm

* * *
Мухаммед, согласно преданию, обладал красивым голосом. Как утверждают хадисы [4]: «Бог не посылал пророков, кроме как с красивыми голосами» [5].
Голос Пророка Мухаммеда, — одного из Светочей Мира, — несомненно, обладал исключительной красотой и силой воздействия. «Конечно, Голос Учителя Света по своему богатству и мощи силён необычайно, — читаем в «Гранях Агни Йоги». — Его основное свойство — гармоничность и яркость созвучий входящих в него элементов. Как бы ступень эволюции, достигнутая Его Духом, выражается в звуке Его Голоса. Когда же Он Хочет, чтобы Голос Его передал ещё нечто иное вдобавок, мощь воздействия усиливается соответственно» [6].
* * *
Голос в мусульманской культуре приобрёл весьма высокий эстетический статус. Так, по словам Фараби [7], «нет ничего более совершенного, чем человеческий голос, ибо он объединяет большую часть свойств звуков…» [8].
«Самый совершенный звуковой аппарат — это аппарат человеческий, — говорится в «Гранях Агни Йоги», — ибо голос его свободно несёт в своих звуках то, что хочет вложить в него говорящий. Голос магнетичен. Он обладает очень большой магнитной силой, или силой магнитного воздействия. В голос, вдобавок, можно вложить чувство и мысль. По содержанию нет ничего в природе богаче звуков голоса человека» [9].
«Человеческий голос есть уже чудо», — сказано в книге «Аум» [10].
* * *
Музыка в мусульманской культуре была соотнесена с Миром Высшим, — представление о котором, включало также и звуковой аспект. Так, в Коране упоминается хвала Ангелов Превышнему — которые, как сказано, «славословят Господа своего, веруют в Него, просят у Него прощения верующим…» [11].
Сами формы Мира Высшего исполнены звучания. «В общеизвестных хадисах утверждается, — говорит Худжвири [12], — что жители Рая наслаждаются тем, что слышат, ибо от каждого дерева исходит свой голос и мелодия» [13].

Цветущие растения. Фрагменты иллюстраций:
cлева — из «Шахнаме Хаутона» (1539)

https://eastkingdomgazette.org/2016/09/30/arts-sciences-research-paper-13-persian-plants-in-miniature-what-are-the-plants-in-persian-illuminations;

справа — из «Шахнаме» (ок. 1515, Тебриз, Иран)

Canby, Sheila R. Islamic Art in detail / Photography by the British Museum Department of Photography and Imaging (J. Williams and K. Lovelock). The British Museum press, 2006. P. 56.

Именно в мире Надземном был усмотрен источник красоты мира земного, в том числе — красоты музыкальной. «…всякое изящество, красота и гармоничность, которые имеют место в этом чувственном мире, — говорит Газали [14], — всё суть плоды изящества и красоты того мира. Посему ритмические и мелодические звуки, будучи соразмерны, в то же время имеют сходство с чудесными звуками того мира и по этой причине запечатлеваются в сердце, трогают его и пробуждают в нём желание [слушать их] до такой степени, что человек сам не знает, что [происходит с ним]» [15].
По словам «Братьев чистоты» [16], земная музыка напоминает нашим душам, «пребывающим в мире возникновения и уничтожения, о радостях небесного мира, подобно тому как тоны [17], [издаваемые] движениями небесных сфер и светил, напоминают обитающим там душам о радостях мира духов» [18].
* * *
Приведённое только что высказывание из послания «Братьев чистоты» выражает, кроме того, идею музыки сфер, — восходящую к Пифагору, древнегреческому учёному и философу. Сам Пифагор, согласно «Братьям чистоты», обладал способностью слышать эти тончайшие звучания, — «благодаря чистоте субстанции своей души и проницательности разума своего» [19].
К Пифагору «Братья чистоты» возводили также начало музыки и науки о ней. Он, как сказано в их послании, «благодаря превосходным врождённым качествам своим вывел основы музыки и тоны мелодий». «Из мудрецов он [Пифагор. — Р. О.] был первым, кто рассуждал об этой науке и поведал об этом таинстве» [20].
Звучание музыки сфер «Братья чистоты» соотнесли со звучанием лютни [21]. К типу лютен принадлежит, между прочим, и уд — знаковый для мусульманской культуры музыкальной инструмент [22]:

Уд. Иран

https://www.britannica.com/art/ud/images-videos

* * *
Музыка, как полагали мусульманские авторы, способна оказать этическое воздействие на человека. «Музыкант, если он мастер своего дела, [может] направлять души к добродетелям и отвращать от низких поступков», — говорит некий мудрец, упоминаемый в послании «Братьев чистоты» [23]. Там же приведена история о том, как однажды на пиру встретились два человека, враждовавшие друг с другом. В какой-то момент «ненависть их прорвалась наружу, страсти их разгорелись» — настолько, что они уже были готовы расправиться друг с другом. «И тогда музыкант, увидев, к чему у них клонится дело», заиграл «нежную, успокаивающую мелодию и продолжал свою игру до тех пор, пока гнев их не остыл, пока они не встали, не обнялись и не примирились» [24].
«Слушание хороших мелодий отвращает человека от невежества», — замечает Дарвиш Али [25].
«Музыка — это божественное влияние, которое ведёт сердце в поисках Бога. Те, кто слушает музыку сердцем, в конце концов обретают Бога», — говорит Зун-Нун [26].
* * *
Музыка, кроме того, способствует поддержанию и восстановлению физических и психических сил; слушание её имеет оздоравливающий, лечебный эффект.
По словам Дарвиша Али: «Музыка обладает целительными свойствами. Известны случаи, когда некоторые из суфиев [27], утомлённые в пути, благодаря слушанию приятных мелодий выздоравливали и продолжали путь» [28].
«По преданиям… некоторые больные, которых не в состоянии вылечить лекари, могут выздороветь, слушая приятные музыкальные произведения», — сообщает Кавкаби [29].
В послании «Братьев чистоты» упоминается мелодия, изобретённая мудрецами, которая «использовалась в лечебницах на рассвете: она облегчала больным страдания, причиняемые хворью и недугом, смягчала их остроту и исцеляла от многих недомоганий и болезней» [30].
В Средние века в мусульманском мире музыка часто применялась для лечения нервных и психических расстройств. Так, к музыкальной терапии болезней психики прибегали, например, в больнице ал-Мансури в Каире (построена в 1284 г.) [31]. В больнице Баязид Кюллиеси в Эдирне (Турция, строительство завершено в 1488 г.) [32] при помощи музыки лечили пациентов, возможно, не только с вышеупомянутыми, но и с иными диагнозами [33]. Кроме того, для лечебных целей применялось также звучание воды в фонтане [34].

Баязид Кюллиеси (Эдирне, Турция)

https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:20120913_Bayezid_II_Kulliye_Edirne_Turkey.jpg

«Вибрации музыки благотворны и жизнедательны, — говорится в записях Бориса Николаевича Абрамова, духовного ученика Николая Константиновича Рериха. — Медицина будущего будет лечить музыкой. Люди будут воскресать, оздоровлённые и телом и духом. Оздоровляя дух, мы оздоровляем тело. Где граница здоровья, где граница тел, где граница воздействия музыки на дух и тело?» [35].
«Песня посылает нам здоровье, и цвет залечит раны, — Сказано в книге «Озарение». — Потому Говорю: счастливы понявшие звук и цвет» [36].
* * *
Исключительное значение музыка приобрела в эстетике и религиозной практике суфиев, будучи осознана ими как инструмент приобщения человека к Высшему, Божественному Началу. У большей части суфийских орденов было заведено исполнение и слушание музыки (сама [37]), исполнение танцев, — с целью достижения особого, экстатического состояния.
В то же время, среди мусульман были и есть противники подобных практик.
Учение Живой Этики также не поддерживает их. «Урусвати знает, что Мы не одобряем искусственных и механических достижений. Всё лучшее приходит естественно» [38].
Однако в прошлом подобные приёмы не были лишены основания. «В древности, когда природа человеческая была грубее, нужно было допускать искусственные способы, чтобы поддержать связь с Высшим Миром и дисциплинировать свободную волю» [39]. «Человек древних времён был много грубее, и для касания тонких энергий требовались механические ритмы и ритуалы. Теперь же, когда нервная система значительно утончилась, можно вспомнить, что воля и мысль суть естественные атрибуты человека — так они должны быть использованы естественно» [40].
«Только непосредственным огненным обращением сердца к Иерархии можно безыскусственно приобщиться к Высшим Сферам», — говорит Учение Живой Этики [41]. «Не условные обряды, но сердечная молитва делает Прекрасный Мир близким и насущным» [42].
* * *
Наряду с одухотворяющим воздействием музыки в мусульманской культуре также была осмыслена её способность к выявлению и усилению низшей природы человека. Так наряду с самым трепетным отношением к музыке, имели место ограничения и запреты её.
Вопрос о дозволенности музыки приобрёл в мусульманской эстетике особую значимость. Важным пунктом в его обсуждении стало сознание слушателей. «…Того, чьё внутреннее "я" привержено не Богу, а чему-то иному, музыка влечёт к чувственному желанию, — замечает Сухраварди [43], — а того, кто внутренне привержен Богу, слушание музыки побуждает исполнять Его волю». «Простой народ слушает музыку по велению природы, а послушники — с желанием и трепетом, в то время как святым слушание музыки приносит видение божественных даров и милостей… И, наконец, для духовно совершенных в музыке раскрывается Сам Бог, без завесы» [44].
По словам безымянного мудреца, упоминаемого в послании «Братьев чистоты»: «Мысли музыканта и тонкие [оттенки] в выражении им тайн сокровенного могут быть поняты лишь душами возвышенными, очищенными от недостатков природы и отрешёнными от животных страстей» [45].
«Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине. Учение отказа предполагает снисхождение к низшим. При расширенном сознании не явление замирания, но хождение без запретов» [46], — говорит Учение Живой Этики.
И ещё: «Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд нерасплёсканный». «Цвет и звук будут Амритой Общины» [47].
* * *
Мир, согласно традиционным мусульманским представлениям, получил бытие через слово — «Будь!», — посредством которого Превышний вызвал к жизни все формы сущего.
Ныне, в мире сотворённом, в явлениях природы, чуткий дух способен уловить присутствие его Творца. «О Господь! — восклицает Зун-Нун. — Не бывает так, чтобы, вслушиваясь в голоса зверей или шорох листвы, в плеск воды или пение птиц, в свист ветра или раскаты грома, я не почувствовал бы в них свидетельства Твоего единства и доказательства Твоей несравненности и того, что Ты Вездесущ и Всеведущ и Всеистинен» [48].
«Имам Газали утверждает, — пишет Анкарави [49], — что куда бы ни глядел возлюбивший Бога, он всюду видит Власть и Красоту Господа. В каждом приятном звуке, который ловит его слух, он обнаруживает милость и щедрость Господню» [50].

Закат в пустыне Вади-Рам, Иордания

Lawrence Murray

https://www.flickr.com/photos/lawmurray/9818822885

* * *
«…Красивое пение и музыка являются милостью Аллаха», — говорит Саррадж [51].
В невосприимчивости к образам Красоты, выраженным в звуке, мусульманские авторы находили явный признак этического неблагополучия. «У всех тех, кому не нравится хорошая музыка [52], наверняка имеются определённые изъяны в чувствах» [53], — убеждён Саррадж.
«Человек, не чувствующий красоты музыки, — по мнению Газали, — неполноценен, духовно беден. Он черствее верблюдов и птиц, да и любого животного — ведь они все ощущают влияние музыки» [54]. «Если весна, цветы, струны не приводят душу человека в движение, то это испорченный человек и его невозможно исправить» [55].
* * *
«Музыка, — по словам Кавкаби, — тончайшее искусство, которым [56] питается не тело человека, а его дух. Музыка — питание человеческого духа» [57]. «…дух тонок, — замечает Худжвири, — и в звуках есть тонкость, а дух тяготеет к тому, что одной природы с ним» [58].
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Эволюция означает утончение и улучшение. Эволюцию ещё можно определить как постепенное превращение плотного в тонкое, чтобы затем стать огненным. Именно утончение всего во всём происходит» [59].
«Утончение и духовность неотделимы» [60].
«Утончение духа, — говорит Учение Живой Этики, — есть ключ к Вратам Огненного Мира» [61].

Н. К. Рерих. Цветы Тимура (Огни победы), эскиз (1931)

https://gallerix.ru/storeroom/831/N/3795

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Название книги — Коран (Кур’ан) — часто переводят как «чтение», но, пожалуй, более точным будет: «чтение вслух», «декламирование». Этимология данного слова связана с глаголом кар’а, означающим «читать», но также и «декламировать», «произносить нараспев» [Надеева М. И. Духовные ценности ислама: Моногр. Казань: Казан. нац. исслед. технол. ун-т, 2011. С. 58]).
[2] Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии / Под общ. ред. Ф. Кароматова; предисл. Н. Янов-Яновской. Душанбе: Ирфон, 2000. С. 19.
[3] Там же, с. 92.
[4] Хадисы — свидетельства о жизни, поступках, словах и наставлениях Пророка Мухаммеда.
[5] Низомов А. Указ. соч., с. 89.
[6] Грани Агни Йоги. 1957 г., 543.
[7] Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби (Альфарабиус, 870–950) — философ, ученый-энциклопедист, теоретик музыки.
[8] Цит. по: Фёдорова Е. С. Философия музыки в мусульманской средневековой культуре: Дис. …канд. культурологии. СПб., 2015. С. 123.
[9] Грани Агни Йоги. 1957 г., 543.
[10] Аум, 34.
[11] Коран, 40.7. Цит. по: Шамилли Г. Б. Музыка небесного и земного храма // Храм земной и небесный / Сост. и автор предисл. Ш. М. Шукуров. Вып. 2. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 524.
[12] Абу-ль-Хасан Али ибн Усман ибн Али аль-Газнави аль-Джуллаби аль-Худжвири (ок. 1009–1072/1077) — мистик, богослов, проповедник.
[13] аль-Худжвири, Али ибн Усман. Раскрытие скрытого за завесой. Старейший персидский трактат по суфизму / Пер. с англ. А. Орлова; науч. ред. рус. пер. Н. Пригарина. М.: Единство, 2004. С. 402.
[14] Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед аль-Газали ат-Туси (Альгазель, ок. 1058–1111) — один из самых известных и влиятельных мусульманских мыслителей; богослов, правовед, философ, мистик иранского происхождения.
[15] Цит. по: Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критич. анализа) / Отв. ред. А. Мухаммедходжаев. Душанбе: Дониш, 1987. С. 49.
[16] Тайная религиозно-философская организация, возникшая в середине 10 в. в Басре (Ирак). «Братья чистоты» стремились искоренить пороки современного им общества путём просвещения — распространяя философские и научные знания. «Братьями» было написано 52 трактата («послания»), которые охватили все науки того времени. Послания предназначались для тех, кто, «поднявшись со ступени слепого доверия религиозной традиции, находятся на пути к высшему, сокровенному знанию, стоящему над различиями между богооткровенными религиями» [Ефремова Н. В. Ислам: философия, религия, культура: учеб. пособие. Ч. 1: Теолого-философская мысль. М.: Наука; Восточная лит., 2015. С. 62].
[17] В оригинальном тексте перевода: «тона». Подобная корректировка произведена во всех последующих цитатах из данного источника.
[18] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. и вступит. ст. В. П. Шестакова. [М.]: Музыка, 1967. (Памятники муз.-эстетической мысли). С. 270.
[19] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 271.
[20] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 271. (О других версиях происхождения музыки, имевших место в традиционной мусульманской культуре, см.: Фёдорова Е. С. Указ. соч., с. 58–79).
[21] Один из разделов их послания о музыке назван «Глава о том, что небесные сферы в своём движении [издают] тоны, подобные тем, что [издают] лютни» [Музыкальная эстетика стран Востока, с. 269].
[22] Уд, по словам Е. С. Фёдоровой, есть «квинтэссенция и символ арабо-мусульманской музыкальной культуры» [Указ. соч., с. 74]. От уда ведёт своё происхождение европейская лютня, — весьма знаменательное упоминание которой встречаем в Учении Живой Этики: «Нас [Курсив. — Р. О.], — читаем в книге «Озарение», — может радовать как средневековая лютня, так и Вагнера "Валькирии"» (II-IV-15).
[23] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 274.
[24] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 263–264. Эта история напоминает эпизод из жизни Пифагора, — когда он стал случайным свидетелем припадка ревности у юноши, угрожавшего своей возлюбленной и сопернику. По совету Пифагора игравший поблизости музыкант изменил нужным образом мелодию, после чего юноша образумился и ушёл (см.: Ямвлих. О пифагоровой жизни. Гл. 25).
[25] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 319. Дарвиш Али Чанги ал-Хокони (2-я пол. 16 в. – нач. 17 в.) — теоретик музыки, певец, исполнитель на чанге.
[26] Зун-Нун аль-Мисри (ок. 796–859/862) — египетский мистик, поэт, герой легенд. Цит. по: Джан Ш. Мевляна Джалаледдин Руми — жизнь, личность, мысли / Пер. с англ. Л. В. Зеленина; науч. ред. В. И. Шеремет; ответственный за вып. Ю. Ийисон. СПб.: ДИЛЯ, 2007. С. 292.
[27] Представители суфизма — мистическо-аскетического течения в исламе, возникшего в 8–9 в. Его название (по-арабски ат-тасаввуф) обычно возводят к слову суф, «грубая шерсть». Изначально суфиями называли мусульман-аскетов, носивших одежду из шерстяной ткани.
[28] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 319–320.
[29] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 320–321. Мавляна Наджм-ад-Дин Кавкаби Бухарский (ум. 1576) — узбекский учёный, поэт, знаменитый музыкант своего времени, автор трудов по разным отраслям знания.
[30] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 266.
[31] Больницы в исламской истории // Ислам Сегодня: Информационно-аналитический федеральный портал [https://islam-today.ru/istoria/bolnicy_v_islamskoj_istorii].
[32] Кюллие — комплекс зданий, религиозного, социального и торгового назначения (медресе, больница, пекарня, баня и др.), построенных вокруг мечети. Баязид Кюллиеси — комплекс, построенный по приказу Баязида II (1447–1512), султана Османской империи.
[33] Goodwin G. A history of Ottoman Architecture. L.: Thames and Hudson, 1987. P. 148.
[34] Heybeli N. Sultan Bayezid II Kulliyesi: One of the Earliest Medical Schools — Founded in 1488 // NCBI. National Center for Biotechnology Information [https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2866917]
[35] Абрамов Б. Н. Записи. 1950–1971 // Абрамов Б. Н. Устремлённое сердце: Сб. 3-е изд. Новосибирск: ИЦ «Россазия» Сибирского Рериховского Общества, 2012. С. 60.
[36] 2-III-1.
[37] Буквальное значение слова сама (самоъ) — «слушание», «гармония», «благозвучие». Оно восходит к арабскому глаголу «слушать» [Низомов А. Указ. соч., с. 87]. В то же время, это слово применяется не только для обозначения ритуального слушания музыки на суфийских собраниях. По словам А. Низомова, «практически во всех суфийских трактатах понятие Самоъ употребляется в значении музыки в целом, включая звучание самых различных музыкальных инструментов…» [Там же, с. 117]. Изучив множество источников, упомянутый автор приходит к выводу, что практически во всех них «под этим понятием подразумевается… "слышимое" или "слушаемое" вообще…» [Там же, с. 84]. В европейской музыкальной науке понятие сама (самоъ) «в целом воспринимается как "музыка"» [Там же, с. 85].
[38] Надземное, 246.
[39] Надземное, 246.
[40] Надземное, 209.
[41] Мир Огненный. I, 575.
[42] Аум, 102.
[43] Шихабуддин Абу Хафс Умар ибн Абдуллах ас-Сухраварди (1145–1234/1235) — духовный наставник, основатель суфийского ордена сухравардийа.
[44] Цит. по: Шиммель А. Указ. соч., с. 188.
[45] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 275.
[46] Община, 27.
[47] Община, 224.
[48] Цит. по: Шиммель А. Указ. соч., с. 59.
[49] Исмаил Русухи Анкарави (ум. 1631) — османский учёный-богослов.
[50] Цит. по: Джан Ш. Указ. соч., с. 292.
[51] Цит. по: Низомов А. Указ. соч., с. 98. Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси (ум. 988) — аскет, систематизатор суфийской традиции.
[52] В оригинальном тексте перевода: «хороший Самоъ».
[53] Цит. по: Низомов А. Указ. соч., с. 107.
[54] Цит. по: Мухаммад Ю. Х. Энциклопедия суфизма / Пер. с арабского Р. Адыгамова; канонический ред. М. Р. Саадуев; отв. ред. М. К. Кузнецов. М.: Ансар, 2005. (Истина Ислама). С. 190.
[55] Цит. по: Мухаммад Ю. Х. Указ. соч., с. 189.
[56] В оригинальном тексте перевода: «которой», что, по-видимому, является опечаткой.
[57] Цит. по: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 320.
[58] аль-Худжвири, Али ибн Усман. Указ. соч., с. 402.
[59] Грани Агни Йоги. 1954 г., 181.
[60] Грани Агни Йоги. VI, 25.
[61] Мир Огненный. III, 307.

Популярные сообщения из этого блога

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу

Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной