Р. А. Овчинников. Огненный цветок духа


В. Прушковски. В ночь на Ивана Купала (Цветок папоротника) (1875)

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pruszkowski_Fern_flower.jpg?uselang=ru
Славянское предание об огненном цветке папоротника поэтично и красиво. И необычно: ведь папоротник, как известно, не цветёт.
В представлении славян папоротник был связан с Перуном, богом грозы.
Перун, согласно белорусскому поверью, статен, «высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородою: восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооружённый луком и стрелами, и разит нечестивых…» [1].
Гроза в Учении Живой Этики рассматривается как особое состояние природы, подобное экстазу, — когда Мир Высший соприкасается с миром земным, преобразуя его:
«Плотность материи препятствует всякому опыту духа, — сказано в книге «Озарение». — Это касается как людей, так и всей природы.
Для доступа надо расплавливать материю. При расплавливании получается особый газ, ассимилирующийся с субстанцией духа. У человека центры нервов выделяют газ при всяком экстазе счастья или несчастья. Получается уже мастерская духа. Потому неблагополучие называют посещением Господа. А всякое сонное житьё — смертью духа.
В природе экстаз являют: гроза, землетрясение, вулканы и приливы. Такая же мастерская духа начинает работать, потому благословенны все искры экстаза. Будучи расплавлена, материя поддаётся улучшению и даёт новые формулы. […]» [2].
Грозу некогда уподобляли битве Перуна с тёмными силами [3]. Молния считалась стрелой божьей, которая «всегда бьёт в то место, где бывает дьявол» [4].
«Молния, рассекающая пространство, творит очищение сфер», — говорит Учение Живой Этики, подтверждая благотворное воздействие данного явления [5].
* * *
В архаичные времена Перун почитался главным Божеством. «В древнерусских перечнях Богов… его обычно называют первым и на равных с христианским единым Богом… [6]». Густинская летопись упоминает о нём как о старейшем Боге [7].
По вытеснении христианством изначальной религии славян отголоски культа Перуна сохранились в почитании Архангела Михаила и пророка Илии. Преемственность была обусловлена, очевидно, сходством представлений, связанных с этими Образами. Так, Архангел Михаил предстаёт в Священном Писании как предводитель Небесного Воинства и победитель врагов Света [8]. Илия, согласно библейскому преданию, мог, подобно Перуну, низводить Огонь на землю. C ним также было связано представление об огненной колеснице, вознёсшей его на небо [9]. Шум её колёс наши предки слышали в раскатах грома [10].
Н. К. Рерих. Илья Пророк (1931)

https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/ilya-prorok-1931
* * *
Славянское предание о цветке папоротника — вариант распространённого поверья. Как пишет Николай Константинович Рерих: «По всему миру пробежала легенда о Жар-цвете. И в Китае, и в Монголии, и в Сибири, и в Сербии, и в Норвегии, и в Бретани вы можете услышать о чудесном огненном цветке».
Истоки этой легенды Н. К. Рерих возводит к Гималаям: «В отрогах Гималаев растёт особый вид чёрного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путём от других видов аконита. Истинно Жар-цвет растёт в Гималаях!» [11].
Н. К. Рерих. Жар Цвет (1924)

https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/zhar-tsvet-1924
* * *
В образах, которыми оперирует предание славян, подчас весьма осязаемых и явно-материальных, можно усмотреть не только выражение народной фантазии, но и символы реальности более тонкого порядка, интуитивно распознанной.
Так, согласно преданию, папоротник расцветает ночью. Тёмное время суток можно понять как символ сокровенности данного явления, — доступного ищущему духу, но скрытого от остальных. При этом ночное цветение приходится на пик выявления Света в годовом цикле: природном (Купальская ночь, летнее солнцестояние) или церковном (ночь перед Пасхой) [12].
Цветок папоротника огненен и светоносен. «В полночь почка с треском разрывается и распускается огненный цветок; невыносимый блеск его освещает всё далеко вокруг» [13].
Также бытовало представление о необычайной подвижности почки [14] и самого цветка, — который, распустившись, «быстро носится над землёю, словно яркая звезда» [15].
Подобная подвижность также свидетельствует об огненности явления. В Учении Живой Этики, в «Гранях Агни Йоги» стихия Огня названа «постоянно живой» [16] и «самой активной» [17].
Существовало поверье, что папоротник цветёт крайне непродолжительное время — его цветок является лишь на «одно краткое мгновение: не успеешь глазом мигнуть, как он блеснёт и исчезнет!» [18].
Краткость, мгновенность, внеположность земному времени также сродни Огню. «Явление огня принадлежит к редким манифестациям, ибо подвижность огня является выше момента уловимости глазом», — говорит Учение Живой Этики [19]. «Огненный Принцип Вселенной земным разумением охвачен быть не может, — читаем в «Гранях Агни Йоги». — Но можно понять, что молниеносность, вневременность и отсутствие трёх измерений будут его неотъемлемыми свойствами» [20].
* * *
Решившему добыть цветок папоротника поверье советовало запастись предметами, знаменующими связь с Миром Высшим. Например, взять «скатерть, на которой хотя раз святили пасху, и нож, которым её разрезывали». Ножом следовало очертить круг около растения; скатерть — расстелить. Оставаясь в круге, должно было внимательно следить за растением, ожидая явления чудо-цветка [21].
Также можно было использовать страстную четверговую свечу, «если она была принесена из церкви зажжённою», и «полотенце, которым священник обтирал церковный престол»; цветок должен был сам упасть на него [22].
Круг можно было очертить и «рябиновой палкою или остатком перволучины, горевшей накануне нового года». Находясь в круге, следовало «зажечь свечу», горевшую «в Христовскую заутреню, и читать молитву: "да воскреснет Бог и расточатся врази"» [23].
* * *
Стремящийся овладеть огненным цветком сталкивается с противодействием тёмных. Так, нечистая сила будет пытаться навести на него «непробудный сон» или «оковать… страхом». Также рядом с папоротником в ночь его цветения оказываются «змеи и разные чудовища», которые «жадно сторожат минуту его расцвета» [24].
Образ тёмных, препятствующих огненному достижению, можно расшифровать как символ стражей порога — сдерживающих человека на пути духовного восхождения. «Сильное устремление вызывает ярое противодействие со стороны давних накоплений, как бы встающих на защиту ветхого человека внутри, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Стоит потушить устремление, и противодействие тотчас же ослабеет. Стражи Порогов зорко следят за тем, чтобы идущий по пути не прошёл мимо них, не преодолев их силы силой растущей своей. Стражи Порогов — это порождения стихий, образы и формы стихийной материи, созданные мыслями и желаниями прошлого, уровень которых сознание уже переросло и которые стали поэтому задерживающим началом. Сила их велика, так как созданы силой воображения самого их породителя, но осознание растущих огней и необходимости победить эти тени прошлого во что бы то ни стало мощь духу даёт победы добиться».
Говорится также, что: «Тёмные злодеятели всеми способами стремятся усилить прельщение и магнетизм прошлых порождений, уплотняя их новыми элементами и пытаясь разжигать воображение» [25].
* * *
Добыв чудесный цветок, нужно суметь сохранить его. Так, согласно одной из рекомендаций, очерченный круг следовало не покидать до утра, — проявив терпение и стойкость. Иначе тёмные, которые уходят лишь с восходом солнца, заберут — «вырвут цветок» [26].
Иные полагали, что когда человек срывает цветок папоротника, происходят различные угрожающие явления — сотрясается земля, гремит гром, сверкают молнии, завывает ветер; раздаются «неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот»; является адское пламя и устрашающие «звероподобные чудища с высунутыми огненными языками, острые концы которых пронизывают до самого сердца». Необходимо выстоять при этом натиске тьмы — не оглядываясь («как повернёшь голову, так она и останется навеки!») и не выходя за черту (иначе «черти разорвут на части»). Сорвав огненный цветок, — «сжать его в руке крепко-накрепко и бежать домой без оглядки; если оглянешься — весь труд пропал: цветок исчезнет!» [27].
В одном старинном травнике приводится разъяснение, почему «нечистые» стремятся завладеть цветком папоротника: «для того людям не дают его взять, что он очень им противен и всю их силу разрушает» [28].
Также существовало представление, что цветок следует сорвать сразу, как он «загорится», и «спешить домой… а дома… разрезать палец или ладонь руки» и «вложить» его в рану [29].
В последнем случае можно усмотреть указание на переход от внешнего к внутреннему (из нахождения вне дома — внутрь него) и, далее (в рекомендации сохранить цветок под покровами тела), — в область за пределы плотной материи — в сферу духа, к глубинному основанию нашего «я». Ведь, действительно, подлинное достижение человека есть то, что, проявляясь вовне, укоренено в самой его сущности, исходит из неё.
* * *
В образах явления огненного цветка и овладения им можно усмотреть символ духовного пробуждения человека — возжжения огня его сердца.
В Учении Живой Этики сказано: «Люди часто употребляют прекрасные выражения, не считаясь с происхождением их. Они правильно говорят: "загорелось сердце или воспламенился дух"; значит, они когда-то помнили об огне сердца, но теперь они стыдятся этого огня» [30].
«Сердце утончённое, и сердце воспитанное, сердце, обращённое ввысь, раскрывается, подобно цветку, принимающему утренние лучи Солнца», — читаем в «Гранях Агни Йоги» [31]. И ещё: «Огни сердца обладают запахами и ароматами» [32], — то есть наделены атрибутами, явно ассоциируемыми с цветами.
О цветке сердца говорится в стихотворении Наталии Дмитриевны Спириной (сборник «Капли»):
 
В каждом сердце живом
    есть цветок сокровенный.
Не поверх, а в глубины
    свой взор устремим —
И за мраком увидим
    сверкающий мир,
И за тленным почувствуем
    образ нетленный! [33]
* * *
Обладание цветком папоротника, согласно поверью, раскрывает перед человеком исключительные возможности.
Например, считалось, что человек, имеющий цветок папоротника, способен открыть любой затвор [34].
В этом утверждении можно усмотреть иносказание способности сердца преодолевать любые препятствия, встающие на пути духа. «Если бы люди поняли всю мощь магнита, заложенного в сердце, — говорит Учение Живой Этики. — Из всех огненных энергий это составляет самую действенную энергию. Для магнита сердца не существует препятствий, ибо солнцеподобное сердце знает, как утвердить великое действо. Солнцеподобное сердце творит Космические Веления и хранит Заветы на протяжении тысячелетий. Если бы люди поняли, что перед мощным огнём сердца склоняются все преграды! Так творит магнит сердца, и нет мощи, равной этому Солнцу Солнц. Так запомним на пути к Миру Огненному» [35].
* * *
Считалось, что владея цветком папоротника, человек обретает способность видеть, как «цветут… клады» — прозревать и находить их [36].
Образ сокровищ, скрытых в земле, можно расшифровать как символ самого Огня, сокровенно присутствующего в мире плотной материи, а распознание их — как способность к его (Огня) обнаружению и выявлению.
Об этом сказано в книге «Мир Огненный»: «Среди огненных знаков можно заметить особые способности к нахождению нужных предметов. Стоит подумать о них, и они как бы приближаются и найдутся. Уже в древности говорили — "Зажги факел сердца и найди нужное". Символ довольно правильный, ибо огонь сердца как бы зажигает окружающие огни и создаёт магнитное привлечение. Можно и в книгах находить просимое, освещая его тем же огнём. При этом чем больше такое качество будет замечено, тем оно больше развивается. Огненная стихия любит, чтобы её замечали» [37].
* * *
Человек, добывший цветок папоротника, согласно поверью, обретает дар всеведения. «Всё узнаешь, что где есть или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте… Тот же цвет носить на голове — всё видеть и знать станешь…»[38].
Не является ли это утверждение указанием на познавательную способность особой, высшей степени? В Учении Живой Этики сказано: «Можно читать закрытую незнакомую книгу. Вы видели это. Можно при желании узнать время, мысленно вызвать вид часов. Так можно заставить Огонь пространства унести все преграды. Люди называют это явление ясновидением, но лучше назвать огненным прозрением» [39]. «Ясновидение и яснослышание в сущности есть огнеслышание и огневидение» [40]. И обе эти способности относятся, как сказано в «Гранях Агни Йоги» к «способностям сердца» [41].
Ясночувствование есть далёкий рубеж нашей эволюции. Однако сходное с ним качество — чувствознание, — развитие которого востребовано в данный момент, — также являет собой «зажжённый огонь сердца» [42].
«И тот легче пробудит в себе это знание, — пишет Елена Ивановна Рерих, — кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу, избрав его руководителем на жизненных путях своих» [43]. И ещё: «Искра Божья, или Бог в нас, под воздействием сердечного устремления может настолько воспламениться, что, объединившись с высшим Огнём Пространства, светом своим озарит и явит нам все накопленные нами духовные сокровища или высшие энергии в величественном ЧУВСТВОЗНАНИИ» [44].
* * *
Бытовало поверье, что при помощи цветка папоротника «можно черпать из рек и колодцев вместо воды славное вино» [45].
В этом образе можно усмотреть намёк на претворяющую способность сердца. Именно, через него мы, прежде всего, можем преобразовать нашу реакцию на события в мире плотной материи. Как сказано в «Гранях Агни Йоги»: «…любое явление, идущее из внешнего Мира, можно на огнях сердца оформить достойно. Из неприятностей, огорчений и условий отягощающих можно создать ступени победы, или трансмутации гнетущих энергий в победно-светлые. Так страх превращается в бесстрашие, беспокойство и волнение, энергии хаотические, — в энергии равновесия. Пламенем духа и воли совершается трансмутация внешних энергий» [46].
И ещё: «На престоле сердца любые огни можно очистить и претворить в светлый Агни. Сердце примем как трансмутатор огненных энергий, как пространственных, так и энергий своего микрокосма» [47].

* * *
Народное поверье считает, что тот, кто владеет цветком папоротника, способен прозревать присутствие тёмных сил и противодействовать им. «…никакой дьявол, и ворожея, и грешник укрыться не может, и дьявольская сила вся ему будет видна и знатна?, и ни с какой своей пакостию от него не укроется…»; «…демонов увидишь, а с ним тебя жестоко бояться станут, и когда ты куда ни поедешь, если нечистые тут на месте есть, то они отходить с того места станут…» [48].
Столкновение с тьмою на пути Света неизбежно. «…несение Света в сердце своём вызывает из окружающей тьмы к видимости её насельников, которые яростно набрасываются на незваного нарушителя их привычного окружения. Мошки летят на огонь, тоже и тёмные силы, чтобы или обжечься или его потушить», — сказано в «Гранях Агни Йоги» [49].
Подобный образ встречаем в стихотворении Наталии Дмитриевны Спириной (сборник «Капли»):
В ночи зажжён огонь живой —
И налетает мошек рой.
Их ужасает и манит
Его сияющий магнит.
Гасители горят в огне,
Напрасен их бессильный гнев —
Он свет во мраке не затмит!
«Противостояние тьме всеми огнями сердца есть огненный Путь Пламенной Йоги» [50]. «Да! Да! Да! Найдём в сердце своём достаточно силы, чтобы ею преодолевать угрожающих, препятствующих и злобствующих пособников тьмы. Только сердцем можно их победить. Несокрушим огонь сердца, когда сознательно призван к действию», — сказано в «Гранях Агни Йоги» [51].
«Так сердце есть то самое оружие Света, которое посрамит уловки тьмы, — говорит Учение Живой Этики. — Сердце, как утверждают, постоянно готово поражать тьму и обуздывать хаос» [52].
Н. К. Рерих. Сжигание тьмы (1924)

https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/szhiganie-tmy-1924
* * *
Сердце — одно из краеугольных понятий наступающей Эпохи — Эпохи Огня и Света. На её протяжении потенциал сердца, лишь малое представление о котором мы имеем сейчас, будет постепенно постигаться и раскрываться.
«Говорю, — призывает Великий Учитель, — "Признайте в себе, в сердце своём, источник неиссякаемой мощи и чудесных, неистощимых, ничем не ограниченных беспредельных возможностей духа. Сердце ваше — это чудо ваше, это то, где надо искать. В сердце вашем ищите". Когда сознание погружается в сердце, внешние чувства закрыв, приобщается дух к его таинственной изумительной жизни. Не надо мучить себя насильно, нужно лишь сердцу выход кверху свободный дать. И сердце поведёт дух путём горним. Много тайн в Космосе. Сердце может коснуться жизни Миров Дальних и принимать в ней участие. Сердце всё может. При осознании огни его и мощь его будут расти. Осознайте сердце своё как светоча несказуемого, заключённого в человеке. Сердце в себе признайте, ибо им победите. Указую жизнь по сердцу пройти, то есть к жизни огненно приобщиться, чтобы самому стать огненным. Преображение огненное может лишь через сердце свершиться…» [53].
И ещё: «По огням сердца Вижу их, твёрдо идущих ко Мне. Пусть шаг неуклонным их будет и не остановит ничто, а опыт горчайший послужит им Чашу Амриты наполнить. В Лучах Любви и Заботы пусть чуют себя. Пусть близкого ближе ко Мне станут. Пусть мыслью ко Мне устремятся. Пусть будут со Мной постоянно. В лучах восходящего Солнца Пошлю им заботу и ласку и мыслью Коснусь их сознания и сердца, горящего ярым ко Мне устремлением. Скажи им, идущим, что узкой тропою идут они к Солнцу. И сольются их сердца и Солнца Великого Сердце, когда-то и где-то сольются и станут одним» [54].

Н. К. Рерих. Fiat Rex (1931)

http://www.icr.su/rus/katalog/01.php

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: [В 3 х т.]. Т. 1. М.: Изд. К. Солдатенкова, 1868. [М.: Индрик, 1994]. С. 432. [2] Озарение, II-I-7. [3] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 109–110. [4] Там же, с. 264. [5] Мир Огненный, III, 163. [6] В оригинале слово «Бог» дано со строчной буквы. [7] Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб: Евразия, 2004. С. 225. [8] См.: Откровение святого Иоанна Богослова, 12, 7. [9] См.: Четвёртая книга Царств, 1, 10–14; 2, 11. [10] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 469–70. [11] Рерих Н. К. Пути Благословения (Сердце Азии) [https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/176957/179143/&uuid=eb8be6f6-36e0-102c-b1cf-18f68bd48621&art=176957&user=3615255&uilang=ru&catalit2&track_reading#back_0] [12] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: [В 3 х т.]. Т. 2. М.: Изд. К. Солдатенкова, 1868. [М.: Индрик, 1994]. С. 376. Наряду с этим бытовало поверье, что папоротник цветёт и в «бурно грозовые летние и осенние ночи, известные под именем воробьиных или рябиновых» [Там же, с. 377. Авторская разрядка снята]. [13] Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. О доле и сродных с нею существах. 2 е изд. Харьков: Изд. М. В. Потебня, тип. «Мирный труд», 1914. С. 179. См. также: Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 376, 379. [14] Потебня А. А. Указ. соч., с. 179. [15] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 385. [16] Мир Огненный, II, 369. [17] Грани Агни Йоги. 1954 г., 13. [18] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 379. [19] Агни Йога, 343. [20] Грани Агни Йоги. 1956 г., 919. [21] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 379. [22] Там же. [23] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 379–80. Авторская разрядка снята. [24] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 380. [25] Грани Агни Йоги. IV, 502. [26] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 380. [27] Там же. Авторская разрядка снята. [28] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 381. Авторская разрядка снята. [29] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 379. [30] Сердце, 476. [31] Грани Агни Йоги. 1955 г., 353. [32] Грани Агни Йоги. 1954 г., 8. [33] Здесь и далее стихи Наталии Дмитриевны Спириной цитируются по: https://spirina.info/poetry/92 [34] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 382. [35] Мир Огненный, III, 338. [36] Потебня А. А. Указ. соч., с. 181; Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 381, 383. [37] Мир Огненный, II, 189. [38] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 381–382. [39] Мир Огненный, I, 148. [40] Мир Огненный, I, 19. [41] Грани Агни Йоги. 1955 г., 353. [42] Иерархия, 200. [43] Рерих Е. И. Письма: [В 9-и т.]. Т. I: 1919–1933 / Ред.-сост. Т. О. Книжник; примеч., указатель и подбор иллюстраций Н. П. Бекетовой, А. П. Гудзинской, Т. О. Книжник, Н. Г. Михайловой, И. В. Орловской. М.: МЦР, 1999. С. 399. (№ 168). [44] Рерих Е. И. Письма: В 9 и т. Т. III: 1935. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т. О. Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е. И. Рерих. 2015. С. 222. (№ 71). [45] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 383. [46] Грани Агни Йоги. 1954 г., 46. [47] Грани Агни Йоги. VI. 413. [48] Афанасьев А. Н. Указ. соч., с. 381. Авторская разрядка снята. [49] Грани Агни Йоги. VI, 233. [50] Грани Агни Йоги. V. 221. [51] Грани Агни Йоги. V, 582. [52] Сердце, 558. [53] Грани Агни Йоги. 1954 г., 188.
[54] Грани Агни Йоги. 1957 г., 445.

Популярные сообщения из этого блога

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу

Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной