Г. Г. Шклявер. Пакт Рериха



Н. К. Рерих. Мадонна Защитница (Sancta Protectrix. 1933)

https://www.save-roerich-museum.ru/wp-content/uploads/2020/04/N.K.Rerih.-Sankta-Protektoris.jpg


Редко все Нации интересуются одной и той же идеей, и редкий случай, когда они объединяются в одном и том же стремлении. Николаю Рериху было дано создать движение, которое завоевало поддержку государств и народов, полную энтузиазма: таким образом ещё раз доказано, что Красота, Знание и Культура лучшие средства объединения всех рассеянных членов человечества.

Множество флагов развеваются над нашими городами, портами, кораблями и крепостями: военные флаги и коммерческие, королевские штандарты и знамёна республик. Но между великим множеством звёзд и полос, крестов, геральдических львов и орлов, у нас не хватало эмблемы культуры, эмблемы вечных стремлений и достижений в области Искусства и Науки. Теперь же, благодаря инициативе и гению великого художника, это новое Знамя начинает развеваться над всем миром и защитит в будущем священные алтари Красоты и Знания. Это так характерно для Николая Рериха, что идея, им рождённая, не осталась мечтою или радостным видением, но была, так сказать, выражена в терминах юридических, и в результате [возник] точный план для международной кооперации под покровительством США и Лиги Наций.

План международного покровительства художественным и научным учреждениям был составлен летом 1929 года и был предоставлен сначала в Государственный Департамент в Вашингтоне и затем в Международный Институт Интеллектуальной Кооперации Лиги Наций. Представители всех стран были запрошены Музеем имени Рериха в Нью-Йорке выразить их мнение о принципах, заключённых в плане Пакта Рериха. Тысячи ответов были получены со всех частей света, и все выражали восхищение инициативе Николая Рериха и сочувствие предложенному им плану. В то же самое время, авторитетные лица Лиги Наций рассмотрели пакт и выразили желание видеть его утверждённым различными государствами. В мае 1930 года Главное Управление Канцелярии Международных Музеев Лиги Наций под председательством М. Жюля Дестре, министра Бельгии, передало для утверждения Пакта Рериха проект для ознакомления всем Членам Лиги.

В июле 1931 года Academie des Beaux-Arts и Academie des Sciences Morales et Politiques (Академия Искусств и Академия Моральных и Политических Наук) во Франции вынесли резолюцию, одобряя проект Пакта Рериха; и французское правительство заявило, что оно намерено представительствовать на Брюггской Конференции Пакта Рериха.

Пакт Рериха является, действительно, не только знаком преклонения пред культурой со стороны народов и государств, но также замечательной прогрессивной чертой современного международного права.

Предисловие к Пакту напоминает прежние усилия сохранить уважение к памятникам, посвящённым религии, образованию, искусству и наукам.

Далее, оно выставляет принципы охраны монументов, которых должны придерживаться все цивилизованные страны. Знамя Мира — новый флаг, предложенный и проектированный Николаем Рерихом, изображающий окружность с тремя вписанными кругами на белом поле, — предназначено для защиты центров культуры против бессмысленного разрушения и осквернения, согласно с правилами подобных тем, которые применяются к знаку Красного Креста. В случае несоблюдения этих правил может быть назначена Международная Следственная Комиссия, которая уполномочивается опубликовать доклад и т[аким] об[разом] поставить факты на суд общественного мнения. Памятники, которые имеют пользоваться специальным покровительством, данным Пактом, будут зарегистрированы в Секретариате Лиги Наций по просьбе соответственных правительств различных государств, в которых они находятся.

Скептики смогут указать, конечно, что правила Пакта Рериха могут быть нарушены, как всякое правило закона, недобросовестными воителями или революционерами. Но каждый знает, что даже божественные заповеди преступаются; тем хуже для нарушителей. Наконец, может быть это так недоступно, что человеческий разум не в состоянии понять, — но благоразумие будет всегда преобладать, т[ак] к[ак] оно есть не что иное, как условие общего равновесия мира и гармонии Вселенной. Должны ли быть уничтожены Божественные Заповеди из-за существования грешников, или все человеческие законы из-за существования преступников, или международные договоры из-за злых сил, которые от времени до времени побеждают мир?

Действительно, международное право ещё не имеет достаточных средств, чтобы привести преступные нации к суду и наложить на них кары. Но моральные санкции, такие как, напр[имер], воззвание к общественному мнению, как предвидено в Пакте Рериха, будут, конечно, иметь значение и заставят всякого нарушителя закона и осквернителя культуры обратить некоторое внимание на возможные последствия его действий. Даже самые материалистически мыслящие люди скоро поймут, что такие нарушения положительных законов и надёжной веры «не оплачиваются». Репутация лжи и вандализма не увеличивает престижа и благосостояния нации. Это может звучать как простой труизм, но также является соответственным противоядием против недозволенного скептицизма и отрицания.

Знамя Мира уже поднято и развевается. Вожди культуры совместно с Николаем Рерихом утвердили жизненную его необходимость.

Знамя Мира будет поднято высоко над алтарями Красоты и Знания, охраняя сокровища человечества прошлых времён и возвещая новую эру более высокой культуры.


Шклавер, Георг. Пакт Рериха // Знамя Мира. Рус. комитет Пакта Рериха в Харбине. Организац. заседание 5 сент. 1934 г.: отчёт. [Харбин]: б/и, [1934]. С. 7–10.

Популярные сообщения из этого блога

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу

Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной