Сообщения

Знак Знамени Мира в искусстве доколумбовой Америки

Изображение
Ваза с геометрическим узором. Археологический музей. Барселона, Испания. Solanilla i Demestre, V . Col·leccions pre-colombines als museus de Catalunya / Disseny de la col·leccio Jordi Fornas; Fotocomposicio Fernandez S. A., Barcelona. Tipografia Emporium S. A., 1993. P. 11 Сосуд с крышкой (27,305 × 27,305 см). Майя. Ранний классический период, 300–400 г. Гватемала / Мексика. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен, США. https://artgallery.yale.edu/collections/objects/63887 Сосуд с крышкой (диаметр крышки 25,8 см). Майя. Ранний классический период, 350–400 г. Тикаль, Гватемала. Национальный музей археологии и этнологии. Гватемала, Гватемала. Maya: treasures of an ancient civilization / Text Flora S. Clancy, Clemency C. Coggins, T. Patrick Culbert et al.; gen. ed. Charles Gallenkamp a. Regina Elise Johnson; phot. Stuart Rome. New-York: Harry N. Abrams, 1985. P. 125 Сосуд с крышкой. Майя. Ранний классический период, 250–600 г. Кинтана Роо, Мексика. Фото: Дмитрий Иванов .

Е. И. Эпштейн [1]. О Святославе Николаевиче Рерихе

Изображение
В самом центре Южной Индии расположен город Бенгалуру, одна из жемчужин страны. Выстроенный на возвышенности, он овевается свежими ветрами, здесь всегда чистый воздух, благодатная прохлада, напоённая ароматами экзотических цветов и деревьев. Улицы Бенгалуру широки и просторны, а жилые кварталы прячутся в тени густых парков и садов. В одном из таких зелёных уголков стоит дом, в котором много лет живёт замечательный русский художник Святослав Николаевич Рерих. Снаружи он окружён пёстрой тропической растительностью, а внутри увешан зимними русскими пейзажами. Он вошёл лёгкой, стремительной походкой, широко раскинув в гостеприимном жесте руки. Рослый, статный, не поддающийся возрасту мужчина. Гладко зачёсанные назад седые волосы открывают высокий, без единой морщинки лоб. Под густыми бровями живые, очень цепкие глаза, они вбирают в себя собеседника. Крупный, с горбинкой нос. Энергичный рот, обрамлённый белоснежными усами и клинообразной бородой. Сразу обращают на себя внимание руки, сильны

Р. А. Овчинников. А. Н. Скрябин и Учение Живой Этики

Изображение
Одной из характерных индивидуальных особенностей Александра Николаевича Скрябина, великого русского композитора, была его исключительная устремлённость в будущее — направленность, нацеленность сознания в ег о сферу. «Я в сущности живу только одним будущим», — говорил он и, как свидетельствует Б. Ф. Шлёцер, «эту фразу он [А. Н. Скрябин] часто повторял» [1]. Неудивительно, что своими идеями, своим творчеством композитор предвосхитил новую и — также, обращённую в будущее, систему миропонимания — Учение Живой Этики. * * * Учение Живой Этики, его появление, связано с деятельностью семьи Рерихов. А. Н. Скрябин был знаком с её представителями, бывал у Рерихов в гостях. Как вспоминал Святослав Николаевич Рерих: «У нас в Петербурге… дом был широко открыт, бывали всякие люди, люди искусства, и Скрябин бывал… Николай Константинович к нему очень хорошо относился» [2]. Сам Н. К. Рерих пишет: «Предполагалось наше сотрудничество по инсценировке его [А. Н. Скрябина] симфоний» [3]. Это сотрудничество,

Знак Знамени Мира на древнегреческих амфорах

Изображение
Панафинейская амфора. Ок. 530 г. до н. э. Высота 62,2 см. Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США Smith D. M. Ancient Greece. L.: Thames & Hudson, [2017]. P. 163. (Pocket Museum). Панафинейская амфора (копия). Ок. 500 г. до н. э. Высота 67 см. Национальный археологический музей. Афины, Греция https://www.hellenic-art.com/black-figured-panathenaic-amphora-en-4.html Панафинеи — праздник в честь Афины, богини мудрости и справедливой войны. Существовали Большие и Малые Панафинеи. Большие проводились раз в четыре года (впервые состоялись в 566 г. до н. э.), Малые — ежегодно. Праздник включал религиозные ритуалы, а также музыкальные, поэтические и спортивные состязания. Призами были, в частности, амфоры с маслом священных олив. Сохранились амфоры, на одной стороне которых изображена вооружённая Афина, идущая между колонн, а на обратной — состязание, за победу в котором амфора являлась наградой. Амфора. Вазописец Антимена (предположительно). Ок. 520 г. до н. э. Высота 47,3 см. Ме

Р. А. Овчинников. Образ тишины в поэзии Наталии Дмитриевны Спириной

Изображение
Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004) — известный исследователь творческого наследия семьи Рерихов, организатор одного из крупнейших в России центров Рериховского движения. Её жизнь являет пример исключительной самоотдачи и жертвенного служения Делу Великого Учителя — Делу распространения Учения Живой Этики. Н. Д. Спирина. Харбин (1959) http://spirina.info/photo/306/318 Одна из сторон её многогранной деятельности — поэтическое творчество, вдохновлённое идеями и образами Учения, проникнутое его духом. Поэзию Наталия Дмитриевна рассматривала как высшее искусство, включающее в себя элементы прочих искусств, в частности музыкального [1]. Музыкальный аспект поэзии обнаруживает себя через фонетику, ритмику, а также — в самом её содержании, в звуковых образах. Среди последних в стихах Наталии Дмитриевны можно особо выделить довольно необычное их выявление — образы безмолвия, тишины, молчания. * * * К тишине Наталия Дмитриевна испытывает какое-то особенное — трепетное и доверительное чувство