Сообщения

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 2 (Мечеть Пророка, мечети 20–21 в.)

Изображение
Мечеть Пророка ( аль-Масджид ан-Набави ). Медина, Саудовская Аравия © kadz17 deviantart.com Мечеть Пророка — вторая из трёх наиболее почитаемых святынь ислама. (Главной святыней считается Заповедная мечеть в Мекке; третьей — мечеть Аль-Акса в Иерусалиме). Первое здание мечети было построено ещё в 622 году. В её возведении, согласно преданию, участвовал сам Пророк Мухаммед (ок. 570–632), основатель ислама. В ней же звучали его вдохновенные проповеди. По мере увеличения числа последователей Мухаммеда, ещё при его жизни, мечеть была расширена. В дальнейшем она неоднократно достраивалась и реконструировалась. В результате расширения, предпринятого Умаром ибн Абдул-Азизом (682–720), эмиром Медины и будущим халифом, на территории мечети оказалась могила Мухаммеда, — находившаяся до того рядом с ней. В 1279 году над захоронением был возведён деревянный купол. Современный купол был построен в 1818 году. В 1837 году его впервые окрасили в зелёный цвет, после чего стали именовать аль-Кубба аль-Х

Знак Знамени Мира в мусульманской архитектуре, ч. 1 (Каир, Египет)

Изображение
Памятники мусульманской архитектуры, представленные ниже, были созданы в эпоху Мамлюкского султаната и, отчасти, в последующую эпоху турецкого господства в Египте. Мамлюкский султанат — государство, возникшее в 1250 г. Кроме Египта, оно охватывало территории Леванта и Хиджаза. Начало Мамлюкскому султанату положил захват власти в Египте мамлюками. ( Мамл ю ки — воины-рабы различной этнической принадлежности, находившиеся на службе у арабских мусульманских династий; период их существования охватывает приблизительно тысячелетие — с 9 по 19 в.). Первой мамлюкской династией в Египте стали Бахриты (1250–1382 г.), по происхождению преимущественно тюрки; второй (и последней) — Бурджиты (1382–1517 г.), преимущественно выходцы с Кавказа. В 1517 г. Мамлюкский султанат был завоёван турками; почти на четыре столетия (до 1914 г.) Египет стал частью Османской империи. Погребальный комплекс эмира Куркумаса Строительство завершено в 1507 г. В 1972–2000 г. проведены реставрационные работы Куркумас (ум.

Р. А. Овчинников. Летящий к Солнцу

Изображение
© birdiegal | https://stock.adobe.com/au Орёл — «царственная птица и победитель земных пространств» [1]. Его величественный облик, острое зрение, быстрота полёта издавна восхищали людей. Орёл в мифах — друг героев и богов. В его образе может быть явлено и само божество. С орлом связывались представления о силе, благородстве, прозорливости. В различных культурах орёл вызывал к себе самое почтительное отношение; культ его распространился повсеместно. * * * Орёл, парящий на недосягаемой высоте, являет один из наиболее характерных своих образов. Именно — там, где воздух холоден и чист, разрежён и пронизан светом, — его мир, его стихия. В книге «Зов» сказано: Крот делает нору. Орёл летит выше гор. Кроту тепло в норе. Орлу холодно перед восходом. Но летите до счастья,                          родные Мои [2]. Предрассветному полёту орла посвящено стихотворение Наталии Дмитриевны Спириной (сборник «Капли»): Как холодно крылам орла В студёном небе до восхода! Но солнца луч его кры

Знак Знамени Мира в искусстве доколумбовой Америки

Изображение
Ваза с геометрическим узором. Археологический музей. Барселона, Испания. Solanilla i Demestre, V . Col·leccions pre-colombines als museus de Catalunya / Disseny de la col·leccio Jordi Fornas; Fotocomposicio Fernandez S. A., Barcelona. Tipografia Emporium S. A., 1993. P. 11 Сосуд с крышкой (27,305 × 27,305 см). Майя. Ранний классический период, 300–400 г. Гватемала / Мексика. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен, США. https://artgallery.yale.edu/collections/objects/63887 Сосуд с крышкой (диаметр крышки 25,8 см). Майя. Ранний классический период, 350–400 г. Тикаль, Гватемала. Национальный музей археологии и этнологии. Гватемала, Гватемала. Maya: treasures of an ancient civilization / Text Flora S. Clancy, Clemency C. Coggins, T. Patrick Culbert et al.; gen. ed. Charles Gallenkamp a. Regina Elise Johnson; phot. Stuart Rome. New-York: Harry N. Abrams, 1985. P. 125 Сосуд с крышкой. Майя. Ранний классический период, 250–600 г. Кинтана Роо, Мексика. Фото: Дмитрий Иванов .

Е. И. Эпштейн [1]. О Святославе Николаевиче Рерихе

Изображение
В самом центре Южной Индии расположен город Бенгалуру, одна из жемчужин страны. Выстроенный на возвышенности, он овевается свежими ветрами, здесь всегда чистый воздух, благодатная прохлада, напоённая ароматами экзотических цветов и деревьев. Улицы Бенгалуру широки и просторны, а жилые кварталы прячутся в тени густых парков и садов. В одном из таких зелёных уголков стоит дом, в котором много лет живёт замечательный русский художник Святослав Николаевич Рерих. Снаружи он окружён пёстрой тропической растительностью, а внутри увешан зимними русскими пейзажами. Он вошёл лёгкой, стремительной походкой, широко раскинув в гостеприимном жесте руки. Рослый, статный, не поддающийся возрасту мужчина. Гладко зачёсанные назад седые волосы открывают высокий, без единой морщинки лоб. Под густыми бровями живые, очень цепкие глаза, они вбирают в себя собеседника. Крупный, с горбинкой нос. Энергичный рот, обрамлённый белоснежными усами и клинообразной бородой. Сразу обращают на себя внимание руки, сильны

Р. А. Овчинников. А. Н. Скрябин и Учение Живой Этики

Изображение
Одной из характерных индивидуальных особенностей Александра Николаевича Скрябина, великого русского композитора, была его исключительная устремлённость в будущее — направленность, нацеленность сознания в ег о сферу. «Я в сущности живу только одним будущим», — говорил он и, как свидетельствует Б. Ф. Шлёцер, «эту фразу он [А. Н. Скрябин] часто повторял» [1]. Неудивительно, что своими идеями, своим творчеством композитор предвосхитил новую и — также, обращённую в будущее, систему миропонимания — Учение Живой Этики. * * * Учение Живой Этики, его появление, связано с деятельностью семьи Рерихов. А. Н. Скрябин был знаком с её представителями, бывал у Рерихов в гостях. Как вспоминал Святослав Николаевич Рерих: «У нас в Петербурге… дом был широко открыт, бывали всякие люди, люди искусства, и Скрябин бывал… Николай Константинович к нему очень хорошо относился» [2]. Сам Н. К. Рерих пишет: «Предполагалось наше сотрудничество по инсценировке его [А. Н. Скрябина] симфоний» [3]. Это сотрудничество,